Митрополит Антоний Сурожский

Проповедь после литургии

11 января 1998 г.
Тема: Духовная жизнь   Место: Лондонский приход   Период: 1996-2000   Жанр: Проповедь

Когда мы приступаем к Святым Тайнам, мы исповедуем в молитве, которая предшествует нашему причащению, что мы из всех грешников самые недостойные. Это мы говорим с какой-то легкостью, зная, что по-настоящему, мы в это не верим, но что мы повторяем слова святых, которые в это верили,  и мы как бы соединяемся с их опытом.  А этого недостаточно. Недостаточно повторять исповедание святых для того, чтобы участвовать в их покаянном духе. И кто из нас может сказать честно, что он считает себя самым недостойным грешником, когда он окидывает взором просто окружающих его людей, не говоря  об ужасе современной и предшествующей нашему времени истории. А вместе с этим у Иоанна Кронштадтского есть в дневнике место, которое могло бы нас вдохновить и вразумить. Он тоже размышлял над этими словами, они ему нелегко дались. И то, что он обнаружил в себе, это то, что Бог его так богато одарил, Он ему дал такую цельность веры, такую чистоту души и тела, Он его просветил в течение всей его жизни таким чудесным образом, Он из него сделал священника, который творил чудеса, обращал людей, исцелял болящих, обновлял жизнь целых приходов. И видя это, он понял, что да, в ответ на эти бесчисленные и драгоценнейшие дары Божии, он не принес достаточно от себя. Он все получил, и он всем этим пользуется во славу Божию, но сколько в нем недостоинства, как он является, как и апостол Павел говорит, недостойным сосудом для той благодати, которую в него вливает Господь.

И вот, давайте задумаемся каждый из нас над этими словами с тем, чтобы каждый раз, когда мы будем приходить к причащению, с новой глубиной, с новой правдивостью мы могли сказать эти слова. Подумаем о том, чем нас одарил Господь. А помните первую заповедь блаженства: блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное. Нищие духом – это те, которые поняли всем нутром своим, всем духом своим, всем умом и сердцем, что у них нет ничего, что не было бы Даром Божиим: существование,  жизнь, тело, ум, сердце, любовь, которой мы окружены, ответная любовь, которой мы умеем ответить некоторым людям и тысячи, тысячи других вещей. Это нам дано, мы сами ничего из этого не создали: не вызвали из небытия, не придумали, не построили. И поэтому, все, что мы, чем мы являемся, все, что у нас есть – это Божий дар. Так мы богаты Божией любовью и милостью. А чем мы отвечаем? Неужели мы можем сказать, что мы живем как бы в уровень той любви, которую Бог нам дает, которую Он нам дарит? А если так, то давайте задумаемся над тем, что нам дал Господь, подумаем о нашем собственном богатстве, о красоте нашей  — телесной, душевной, умственной и  всякой, о том богатстве, которое в нас живет от Бога, о той благодати, которой Он нас осиял. И сравним это с тем, какие плоды мы принесли и приносим. Что мы в ответ на это делаем? По отношению к Богу – любим ли мы Его ответной любовью? По отношению к людям — поступаем ли мы по отношению к ним так, как Бог ожидает этого от нас, когда он нас так щедро одарил?  Давайте сначала подумаем о том, как прекрасны мы дарами Божиими, как мы богаты, как мы счастливы Его любовью, а затем поставим перед собой вопрос: если я так любим, если я так прекрасен, если я так богат, что я делаю, как я живу, достоин ли того, что мне дано или нет, Если над этим задумаемся, то постепенно, все глубже, глубже мы сможем сказать эти слова: «из коих первый есмь аз», грешный и самый грешный, потому что я так любим, так богат и так мало ответил на эту любовь, и человеческую и Божию.

Аминь.

Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков.

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: