Митрополит Антоний Сурожский

Проповедь в соборе после литургии

28 декабря 1997 г.
Тема: Евангельские притчи   Место: Лондонский приход   Период: 1996-2000   Жанр: Проповедь

Сегодняшнее Евангелие нам говорит о двух категориях людей. Одни были с самого начала друзьями Христовыми, друзьями Божьими, они имели к Нему доступ, они были свободны к Нему подойти. И вот был праздник в дому Господа нашего и ихнего, праздник, на который  Он призвал всех Своих друзей, и ни один из них не пришел. Один купил землю, он вкоренился в эту землю, он больше не мог оторваться от нее. Другой работу себе нашел, которая заполняла всю его жизнь, Когда же было до дружбы, до любви? Третий оженился, его душа была полна ласки, нежности, любви к невесте, он уже не мог открыться чужой любви, иной любви. И они все отказались.

Разве мы не таковы? Когда ребенок ко мне приходит на исповедь впервые, я всегда спрашиваю его: «Ты знаешь что-нибудь о Христе?» — Да.- «Как,  Он тебе нравится, ты хотел бы быть его другом?» Ребенок задумывается и потом говорит: «Да, пожалуй,  хотел бы. – А ты знаешь, что такое дружба? – Нет, я не уверен. – Дружба – это первым делом верность. Ты выбираешь себе друга, и друг тебя выбирает или принимает, и уже верность между вами должна существовать. Если на него нападают, ты должен иметь мужество встать рядом с ним и сказать: «Если вы против него, вы тоже против меня». Если его ублажают, ты должен научиться радоваться за него и с ним. Ты должен прожить так, чтобы твоя жизнь была его радостью, и чтобы он был твоей радостью. Как ты думаешь, ты можешь быть таким верующим?» Ребенок большей частью отвечает: «Да, я думаю, могу». – Тогда перед тобой целая задача – стать таким …  до отдачи своей жизни за него.

Но вот эти приглашенные, призванные, они отказались придти на пир, на радость Божию, потому что у них было свое дело и своя радость, и свой плен. И тогда случилась замечательная вещь – хозяин, Господь, послал по всей земле своей слуг, которые собрали бы к Нему нищих, голодных, холодных, людей честных и нечестных, всех тех, которые ютились, где только могли, где давно забыли о том,  что можно быть друзьями Божиими, Царевыми. И вот, они идут. И как вы думаете: в лохмотьях, оскверненные всеми своими грехами, конечно, со страхом в душе: «Как же нас встретят там, мы разве не попадем сразу на суд?»  И вот отворяются двери, и перед ними слуги Божии, которые их принимают   с радостью, с сияющими лицами, снимают с них лохмотья, омывают их тела, причесывают их, надевают в такие одежды, которых они вообще никогда не видали, и ведут на пир.

Мы можем стать такими, как бы мы ни были недостойны нашего первичного призвания и состояния. Мы можем стать такими, если только ответим на Божий зов, и мы пойдем к Нему, зная, что мы заслуживаем осуждения, но зная, что мы любимы, и что Бог стал человеком, чтобы нас спасти,  что  Он на кресте умер, чтоб уверить нас в том, что мы можем верить в Его любовь. Подумай о себе, подумай каждый о себе, кто он? Купил ли он поле, имеет ли он такую задачу жизни, которая его от Бога отрывает? Полна ли его жизнь такой радости, в которой нет места для Бога и для Его радости? А если так, превратимся сразу  в нищих и ответим на зов Божий – пойдем к Нему, пойдем к Нему навстречу, Он нас ждет, Он нас очистит, Он нас омоет. И тогда начнется новая жизнь, которая вся должна проходить под знаком верности. После этого, после того как нас Господь так возлюбил, так принял, мы можем только отозваться верностью.

Аминь.

Благословение Господне на вас, Того благодатию  и человеколюбием всегда, ныне и присно,  и во веки веков.

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: