митрополит Антоний Сурожский

Пути к Богу

Декабрь 1970 г.
Тема: Вера в Бога, Опыт, Познание   Место: Радиовещание на СССР   Период: 1966-1970   Жанр: Беседа

Пути к Богу так же многоразличны, так же богаты, как чело­веческие души и как глубины Самого Бога — и путь к Богу начи­нается с веры. И о вере я хочу сказать сегодня несколько слов.

Часто люди путают понятие веры и понятие суеверия или просто наивной доверчивости. На самом деле вера ничего общего не имеет с суеверием и очень мало — с наивностью. Вера начинается всегда с конкретного религиозного опыта. Что-то случается с человеком, что внедряет в него непоколебимое убеждение в том, что невидимый мир существует, что Бог — жив и действенен. Вера не совпадает с самим опытом. Св. Макарий Великий в одной из своих проповедей очень интересно это указывает: он рассказывает, как человек, который переживает глубокий религиозный и, можно было бы даже сказать, просто человеческий опыт, уходит в этот опыт совершенно; пока этот опыт имеет место, он не может ни егопроследить, низа собой следить. Он и опыт сов­падают совершенно. Но приходит момент, когда этот опыт переста­ет быть актуальным — как море, отходит от берега; постепенно опыт стушевывается, делается прозрачным, и человек снова при­ходит как бы в полное, объективное сознание, может себя самого переживать, за собой следить, уловить то, что происходит в его душе. И вот в этот момент начинается область веры, т.е., совер­шенной уверенности в том, что ставшее невидимым, не являющееся актуальным опытом данного момента — безусловно и совершенно достоверно. Человек еще весь полон переживаний, которые были в нем несколько секунд до того. Они для него так же достоверны — нет, я скажу: более достоверны, чем то сознание, ко­торое вновь открывается об окружающем его мире. И вот здесь на­чинается область веры. Он уверен в том, что теперь стало невидимым. Как я уже сказал, это относится не только к вере в Бо­га, это относится ко всем глубочайшим переживани­ям — любви; захватывающей радости; горя, в котором мы можем по­тонуть. Это относится ко всему, что так глубоко, что мы всецело в это уходим. И когда мы из этого выходим, это не ос­тается в нас только мертвым, умственным воспоминанием. Это прибавило к нашей жизнизнание, опыт; и вот этот опыт, ког­да он относится к Богу — или к человеку — можно назвать верой.

А вот пути к Богу бывают разные; говоря словами Священно­го Писания и примерами Священного Писания, можно говорить об опыте ап. Павла с одной стороны, и с другой стороны — об опыте ап. Петра и других апостолов.

Павел был гонителем, врагом Христа. Не потому, что он был безбожник, не потому, что он ненавидел веру; но потому, что представление, которое у него было о Боге, никаким образом не могло совместиться с тем, что он видел во Христе. Бога беспомощного, Бога уязвимого, Бога как будто побежденного, презренного он себе не мог представить, потому что он верил в Бога Святого, Недоступного, сияющего такой славой, что человек слепнет, когда подходит к Нему. И вот он стал гонителем. Но всей душой он верил в Бога, он устремлен был к Нему, он жил Им и для Него. И встретился лицом к лицу с воскресшим Спасите­лем Христом — т.е. с Тем же Богом, Которого он видел беспомощ­ным и вдруг Которыйявлял Себя во славе — Тот же Бог и однако, в то же время — и носитель пронзенной гвоздьми плоти, и сияющий славой вечной жизни. Это в какой-то мере было и мо­им опытом; я открыл Христа, именно как воскресшего Христа, в момент, когда я впервые читал Евангелие для того, чтобы себя убедить или, вернее, убедиться в том, что это всё неправда, и что нельзя верить. Но, вы скажете, это иск­лючительный опыт — какая же для меня в этом надежда? На­дежда может быть гораздо большая, чем та, которую мы можем получить от исследования, от труда, от искания. Часто нам не дано искать. Книг — нет; Евангелие — недоступно; нет никого, кто бы наставил. И вот мы можем спокойно, с совершенной уверенностью думать и знать, что Господь может нас взыскать непосредственно, открыться глубинам нашей души, в опыте, который человек создатьне может, но который Бог может нам подарить, именно даром. Так стал верующим протестант Николаи, один из членов ранних кружков студентов в Ленинграде, в начале этого столетия, кото­рый в момент глубокого отчаяния, не будучи в состоянии найти Бога и одновременно чувствуя, что без Него жизнь бессмысленна, воскликнул: Господи, еслитолько Ты существуешь — от­кройся мне! И вдруг нашел на него непостижимый по­кой, такая глубина переживаний и радости, которой он до того никогда не переживал; и в этой глубине и радости он на­шел Бога. Это кажется очень нелогичным. Но разве логичен опыт любви, опыт красоты? Его можно разложить потом и сделать, как будто, убедительным. Но не из составных частей он созидается, а от непосредственного, глубинного опыта, который более убеди­телен, чем все составные его части.

Но есть другой путь, путь других апостолов, путь Петра. Они Христа открыли постепенно, не внезапно; они его знали по деревне, в которой Он жил. Они Его знали, как молодого челове­ка, как юношу. Может быть, Он их поражал Своей личностью, но они еще в Нем не видели Бога. И вот постепенно Он им начал раскрываться в такой глубине, что вдруг они стали познавать, что Он — не как все. И постепенно, постепенно раскрылся Он им во всем величии Своего Богосыновства: Сын Божий, став­ший человеком. Вот так случилось раскрытие веры в людях, кото­рые годами постепенно Его открывали, день за днем, год за го­дом. Это путь искания. Но и этот путь в какой-то момент совпа­дает с путем Павла — в какой-то момент что-то случается, чего никто не мог предвидеть: вдруг какая-то пелена разрывается, и человеквидит, видит во славе, в сиянии, в глубине то, чего он не познавал раньше. Но вы скажете — Христа мы не встре­чаем, как они встречали; да; но мы встречаем людей, которые знают Христа, которые веруют в Него. Есть старое присловие: никто не может отречься от всего, чтобы последовать Богу, если он не увидит на лице одного человека сияние вечной жизни. Иног­да человек сияет. Иногда мы находим в человеке такую глубину, такой простор любви, самозабвения, который уже не принадлежит земле. Это нам раскрывает уже начало небесного. Вот два пути, по которым можно пройти: один путь, который требует громадной, строгой подготовки, и другой путь — искания медленного, вдум­чивого, который тоже, в какой-то момент, увенчивается встречей. И здесь начинается вера.

На пути к Богу очень важно справедливо, умно уметь разли­чать между проблемами и преградами, которые стоят на дороге. Проблема — это задача, которую надо разрешить. Перед пробле­мами стоит ученый, мыслитель, перед проблемой стоит человек в течение всей своей жизни. Они не обязательно являются прегра­дами: наоборот, они полны увлекательного интереса; для того, чтобы разрешать эти задачи, стоит жить. По отношению к Богу эти проблемы бывают иногда страшно мучительны; вместе с Иовом иногда хочется сказать: Господи! — я Тебя не понимаю. Я Тебя знаю как любовь, верю в Тебя, и минутами такстрашен тот мир, который Ты допускаешь… Такими проблемами можно наз­вать проблемы зла, бессмыслицы, проблему, которая стоит перед человеком, когда он потеряет ребенка — и не может понять:Как это может быть? Это — богатая почва встречи между премуд­ростью Божией и умом человеческим, и человек имеетправо, — больше того: он обязан вглядываться в эти проблемы, вдумы­ваться в них и разрешать их с помощью опыта, — но всеце­лого опыта, не только ума, а целостного человеческого опы­та, и — с помощью веры.

Но на пути к Богу стоят также преграды, которые не являют­ся задачами или проблемами, которые стоятмежду нами и самим вопросом о Боге, о мире, о человеке. Есть нравственные преграды — я помню человека, который мне говорил, что он всей душой хочет встретить Бога и что-то ему не даёт. Я его спросил тогда: Что бы вы сделали по отношению к человеку, который поступил плохо: Вы его простили бы или осу­дили бы? И он с искаженным злобой лицом сказал: Я бы его из­ничтожил! — Благодарите Бога, — сказал я ему тогда, — что Бог не является Вам; если Он теперь бы встал перед Вами, Он, Кото­рый является всепрощением, Вы не устояли бы на суде…

Есть другие преграды: психологические, умственные, которые не дают нам добраться до самой задачи, до самой проблемы, ко­торые не позволяют нам правильно, справедливо, умственно спра­ведливо сформулировать самую проблему. Это — предвзятые мысли, которые у нас есть; например, нелепые, карикатурные представ­ления о Боге, о Церкви, о Христе, которые не соответствуют ничему, которые надуманы, и раз мы их приняли, мы не можем разрешить этого вопроса, потому что такого Боганет и потому связанных с Ним вопросов решить никак нельзя.

И есть еще преграда; это — априорное наше отношение к тому, как подходить к вопросам жизни. Сейчас наука играет такую гро­мадную роль, — и справедливо, и я радуюсь этому — играет такую громадную роль, что кажется нам, будто все вопросы должны реша­ться так, как решаются научные вопросы; и мы хотим применить чисто научные методы к темам, к которым они неприменимы. Мы же не применяем методов физики к биологии, методов химии к исто­рии. С какой стати мы должны применять методы физических наук к области человеческой души? Я когда-то занимался наукой и, в частности, физикой. Всякий физик может разложить музыкальное произведение на составные части, разобрать их математически, превратить их в кривые; это называется акустика, но это не на­зывается музыка. После того как вы анализировали физическими приборами музыкальное произведение, у вас никакого представле­ния нет о том, прекрасно оно или ничтожно, потому что восприя­тие красоты в музыке происходит на другом плане. И вот, если мы хотим справедливо, умно подойти к проблеме о Боге, надо, с од­ной стороны с большой смелостью формулировать эти проблемы, но формулировать их по отношению к реальной ситуации, т.е. и к Богу реальному, и к человеку, и к жизни ставить вопросы с предельной остротой и — справедливостью, и одновременно, быть страшно осторожным, чтобы не воздвигать ложных преград в этом искании, создавая себе такие образы, которые нам будут и мешатьформулировать проблему, и мешать её разрешить, так как формулировка будет невозможной из-за карикатуры, с которой мы начинаем, а анализ проблемы будет невозможен, потому что мы к нему подойдем методами, применимыми к другим предметам, но ни к истории, ни к человеку, ни к духовной жизни, ни к Самому Богу.

Опубликовано: «Пути христианской жизни». – М.: «Практика», 2018.

«Вера». – М.: «Медленные книги», 2018

Слушать аудиозапись: Пути к Богу. Декабрь 1970 г. , смотреть видеозапись: нет