митрополит Антоний Сурожский

Разговор с книжником. 2-я часть

Сентябрь 1981 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В Евангелии есть целый ряд мест, где Христос открыто за­являет, что Он — Сын Божий, в каком-то совершенно особенном, исключительным смысле; что Он — Единственный, Единородный Сын Божий. В Евангелии от Иоанна на вопрос, Ему поставленный, Он отвечает: Я — Сущий, Я — Тот, Кто Есть… Эти слова в Ветхом Завете употреблены Самим Богом в ответ на вопрос Моисея: Кто Ты? — Я Тот, Кто Есть: Мне нет определения, Я есть, Я един­ственный, Кто есть… И в других местах Христос заявляет, что Он действительно Бог, пришедший плотью на землю.

И в этом коротком отрывке Евангелия от Матфея мы видим, как Христос ставит Своих слушателей, которые хотят Его уловить на слове, перед непостижимым парадоксом, что Он одновременно — Сын Божий и Сын человеческий. Непостижимым парадоксом, потому что умом это не объяснить; по человеческим законам это невоз­можно; ожидать этого ветхозаветный еврей не мог по своему представлению о непостижимости Божией. И вместе с этим в Ветхом За­вете есть целый ряд мест, между прочим, и то, которое только что цитировалось, которые ставят читающего перед недоуменным вопро­сом: Как же это может быть? Как может быть, что Христос — сын Давида, и вместе с этим, Давид Его называет своим Господом? Как я только что сказал, умственного ответа на это нет; на это отвечает исторический факт: исторический факт рождения от Девы Сына Божия. И в этих нескольких фразах, поставленных перед ветхозаветным человеком — так же, впрочем, как перед любым неверующим или ищущим человеком — и вопрос, и недоумение, и ответ. Один из западных святых сказал дерзновенно и, как мне кажется, прекрасно: Я так же велик, как Бог, Бог так же мал, как и я… Христос — Бог, Христос — человек; это непостижимо, и это исторический факт.

И вместе с этим, это говорит нам о том, к чему мы сами призваны: так быть едиными со Христом, чтобы вырасти в сверх­человеческую меру, приобщиться к природе Божией, стать по при­общению Божественными, оставаясь тем, что мы есть: человеком. Только принятие исторического факта воплощения может разрешить этот вопрос, который Христос ставит фарисеям; и только встреча со Христом как с Богом могла убедить сначала небольшую горсточ­ку учеников, а потом всё большее и большее число людей, верующих евреев и ищущих язычников, в том, что эти пророческие слова осуществились в жизни. Павел видел во Христе только человека, и поэтому считал Его лжепророком и обманщиком; встретив Его на пути в Дамаск во славе Его воскресения, он нашел ответ. И так его находят из поколения в поколение миллионы людей, которые веруют всем умом, всем сердцем, всей душой, всем подвигом жизни, что Сын Божий стал Сыном человеческим, что Христос — их Бог, и что Он для нас — пример, путь, истина и жизнь. Аминь.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет