митрополит Антоний Сурожский

Разве разделился Христос?

Проповедь на Послание Апостола Павла
22 июля 1991 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В сегодняшнем Послании мы слышим слова, которые должны бы дойти очень глубоко до нашего со­знания: “Разве разделился Христос?” Разве мы — ученики того или другого наставника? Спаситель нам сказал: Нет у вас Отца кроме не­бесного, нет у вас Учителя, кроме Меня.

И вот в мире, в котором мы живем, мы должны [относиться к этим словам] особенно [внимательно]. Разве разделился Христос? Мы разде­лены на различные вероисповедания; но на какой-то глубине мы едины, постольку, поскольку мы веруем во Христа, но только при условии, что вера наша не в словах заключается, а во всей нашей жизни, что не только мы устами исповедуем Бога, но что мы исповедуем каж­дую минуту нашими поступками.

Мы поем на каждой литургии Символ Веры; положено его читать каждое утро верующему православному христианину. Но о чем же гово­рит этот Символ веры? Он говорит только о том, что Бог наш есть Бог любви, и любви крестной, любви жертвенной. Бог создал мир не для того, чтобы над ним властвовать, Он его создал как дар любви, и дар, который Он предлагает миру, Себя Самого и Божественную жизнь, потому что мы все призваны стать причастниками жизни Божест­венной.

И когда человек пал, Бог стал человеком, разделил с нами не только тварность нашу, но все страшные, трагические условия мира после грехопадения, мира изуродованного человеческим грехом, чело­веческой жадностью, ненавистью, всем тем, что нас делает недостой­ными нашего человеческого звания и звания сынов Божиих по призва­нию. И Дух Святой сошел на нас, грешных, неочищенных, не обновленных для того, чтобы в нас быть силой жизни, вечности /пропуск/ и опять-таки этой крестной [любви].

Поэтому, когда мы произносим Символ веры, если мы не примири­лись со своим Богом, со своей совестью, со своими любимыми, с окру­жающим нас миром, мы лжем; мы не провозглашаем веры нашей, а только веру тех, которые были достойны крестной смерти и жизни Божией. И поэтому мы должны задумываться над тем, что значат эти сло­ва: Разве разделился Христос? — Нет, Он не разделился; Он неизмен­но Тот же Спаситель распятый и носящий до конца времен язвы гвоздей на руках и на ногах Своих пока мир весь не освятился, пока [не яв­лены] чада Божии, пока  м ы  не стали Божиими детьми.

Страшный образ этого мы видим в Божественной литургии, когда священник приготавливает Агнца, от Которого каждый из нас будет при­чащаться; он его надрезает крестообразно и говорит «Жрется Агнец Божий; раздробляемый, но не разделяемый; всегда едомый и ни­когда же не иждиваемый”.

Да, это образ Церкви Христовой, которая крестно, мучительно разделена в себе самой, и, однако, которая является единственным, чудесным телом Христовым. Да, ложные учения; да — непонима­ние; да — жизнь, недостойная нашего призвания делает нас причастни­ками, участниками этого распятия Христова; а Христос остается це­лым, остается тем же нашим Спасителем.

Поэтому мы должны относиться к  с в о е й  ответственности, если мы только притязаем на имя православных христиан, то есть лю­дей, провозглашающих и  о п ы т н о  знающих истину о Боге, истину о жизни, истину о мире, но, вместе с этим, живущих согласно с этим нашим познанием. Если мы не живем этим познанием, то наши слова об­ращаются против нас, потому что Христос сказал: От слов своих оправдишься, но и от слов своих осудишься.

Поэтому нам надо относиться ко всем, которые лишены Право­славия, полноты ведения и о Боге и о путях Его, и о Церкви, и о мире, и о жизни, и которые, однако, больше нас порой, с большей верностью, с большей цельностью остаются верными Евангельскому уче­нию, являются как бы воплощением слова Божия, каким мы часто не являемся несмотря на то, что нам дано столько знать.

Будем поэтому, с одной стороны, осторожно, строго относиться к нашей вере, относиться к тому, что мы провозглашаем, потому что каждое слово наше есть ответственное слово, мы за него ответим пе­ред Богом, что столько знаем и так мало творим; и, с другой стороны, будем вглядываться в жизнь окружающих нас людей, которые отпа­ли от Православия, но вместе с этим порой живут более полной жизнью во Христе, чем мы, потому что они порой живут изо всех сил, тогда как мы живем только слегка. Запомним эти слова [апостола Павла] и будем достойны Того Хри­ста, Который на Себя взял крест за спасение не только нас, но все­го мира, обновление всей твари, ведущее нас к тому времени, когда, по слову апостола Павла, Бог будет всем во всех.

Аминь.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет