Митрополит Антоний Сурожский

Рождество Христово

6 января 1998 г.

Мы празднуем сегодня обновление всего мира. Христос родился в Вифлееме и, по слову Евангелия, имя Ему Эммануил, с нами Бог, и Иисус, Бог спасает мир, в котором мы сейчас живём, уже не тот падший мир, который потерял было Бога, это мир, в который вступил Сам Господь для того, чтобы никогда больше не разлучаться с ним.

С какой радостью и с каким благоговением должны мы помышлять о таком Боге, который так возлюбил Свой мир, мир, который Он создал для радости, для полноты вечной жизни, для того, чтоб этот мир с Ним разделил все, что Ему принадлежит, и который, когда человек отпал от своего призвания, вошёл в этот мир в образе человека для того, чтобы как человек воссоединить этот мир с Богом. И, так как человек должен был умереть, умереть за этот мир для того, чтобы этот мир мог жить. Вот в каком мире мы сейчас живём. Мы этого часто не можем и заметить, потому что, не смотря на присутствие Божие среди нас, мы продолжаем делать этот мир местом страха, местом ужаса. Сколько войн, сколько убийств, сколько жестокости, сколько грехов самого разного рода совершается в этом мире! И не только неверующими, и не больше неверующими, нежели верующими, но самими теми, которые себя называют Христовыми, учениками Спасителя нашего.

И вот Христос вошёл в этот мир, в нем пребывает и нам оставил завещание. Он нам обещал, что Он с нами будет в этом мире до скончания века, но Он нам повелел этот мир преобразить. Не сказал ли Он Своим ученикам: «Я вас посылаю как овец среди волков. Идите, научите все народы»? «Как овец среди волков», — потому что проповедники Евангелия, свидетели Бога многими не будут приняты и придется им пострадать, как и Христос пострадал, до смерти. Но, только живя и умирая так, можем мы показать людям, что действительно, Бог возлюбил мир и что у Него ученики, которые от Него научились такой любви, такой безмерной любви. Он нам сказал, что Он будет среди нас.

И Он остается среди нас. И поэтому мы собираемся в храмах, дома на молитву и знаем, что когда мы только сердцем откроемся Ему, и Он там будет с нами. Разве это не счастье? Не диво?  И Он нам дал заповедь, одну только, в сущности, заповедь, Он нам велел любить Бога всем сердцем и ближнего нашего как самого  себя.  Любить Бога за что? Да разве надо ставить этот вопрос, когда мы знаем, что Бог сотворил мир для того, чтобы этот мир приобщился всей Его жизни без остатка, и, когда этот мир отпал от Него, тогда Бог вошёл в этот мир путём рождения и смерти. Мы должны Его любить, естественно, хотя бы из одной глубокой умиленной благодарности за то, что Он не отвернулся от мира, когда мир отошёл от Него. А ближнего? Ближнего мы должны так же любить, потому что каждый человек, верующий или не верующий, грешный или праведный, Богом любим. Бог стал человеком ради каждого человека. И нам поручил заботу о каждом человеке. О том, кто нам нравится или не нравится, о том, кто нам страшен, или который для нас радость. Обо всех нам велено не только молиться, но так жить, чтобы для него новая жизнь через нас началась.

Подумаем об этом. Потому что мы празднуем сегодня Рождество Христово. Да, но Рождество Христово должно быть началом новой жизни для нас, нового рождения, и мы должны в этом мире научиться жить так, как жил в нем Христос и как умирал Христос. Подумаем над этим и поставим перед собою вопрос: как же мы живём, достойны ли мы той любви, которую Бог нам подарил? Достойны ли мы той любви, которую любящие нас дают нам? И отдадим любовь за любовь. Все отдадим, чтобы весь этот мир, ради которого Христос  стал человеком, мог бы ожить радостью, счастьем и новой жизнью.

Аминь.

 

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: