митрополит Антоний Сурожский

Рождество Христово. Всенощная

6 января 1979 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
В такую ночь, как сегодняшняя, около двух тысяч лет тому назад Божественная Любовь вошла в мир в образе новорожденного ребенка, со всей его хрупкостью, беззащитностью, которая поистине является образом любви себя отдающей, никогда себя не защищающей, всё дающей, на всё надеющейся… Откровение о Боге — пишет один из современных наших духовников, отец Софроний — откровение о Боге говорит: «Бог есть любовь. Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы; и как трудно — говорит он — людям согласиться с этим…» Трудно, потому что и наша личная жизнь, и окружающая нас жизнь всего мира свидетельствует, скорее, об обратном. На самом деле: где же тот свет любви Отчей, если все мы, подходя к концу своей жизни, вместе с Иовом в горечи сердца сознаем: «Лучшие думы мои, достояние сердца моего раз¬биты, дни мои прошли, преисподняя станет домом моим — где же, после этого, надежда моя?.. И то, что от юности тайно, но силь¬но искало сердце мое — кто увидит?..» И вот жадно ищет душа встречи с Богом, чтобы сказать Ему: «Зачем Ты дал мне жизнь? Я пресыщен страданьями, тьма вокруг меня; зачем Ты скрываешься от меня? Я знаю, что Ты благ, но почему, почему Ты так безраз¬личен к страданью моему? Я не могу Тебя понять!..»
Разве не подымается этот крик со всей земли нашей, холод¬ной, осиротелой, полной боли и горечи, и страха? И какой же от¬вет дает Бог на это вопрошание, на этот крик, на эту тоску? Вот пример того, что говорит, и как говорит Господь, из той же книги отца Софрония о Старце Силуане: «Жил на земле человек, муж гигантской силы духа; он долго молился с неудержи¬мым плачем: «Помилуй мя!..» Но не слушал его Бог. Прошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощились; он дошел до отчаяния, и воскликнул: «Ты неумолим!..» И когда с этими словами в его изнемогающей от отчаяния душе еще что-то надорвалось, он вдруг, на мгновение увидел живого Христа. Огнь исполнил серд¬це его и все тело с такой силой, что, если бы видение продолжалось еще мгновение, он умер бы. После этого он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий радостный, непостижимого мира исполненной взгляд Христов, и последующие дол¬гие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая…»
И эта любовь — не чувство, не доброе отношение Божие к нам, это Сам Бог, пришедший в мир плотью новорожденного Христа; Он создал мир по любви; Он создал мир для того, чтобы разделить с ним ту ликующую, торжествующую жизнь, которая называется любовью и, которая доходит до такого напряжения, до такой полноты, что она уже за пределом всякого ограничения, всякого умаления. Она отдает себя, дает себя, забывая все, кроме любимого. Дает в беспомощности, в бессилии, как будто, в беззащитности, в хрупко¬сти, подобной этой плоти ребенка, родившегося в Вифлееме, и взы¬вает к нам Господь: «Отзовитесь.»
Но чем мы отзовемся? В евангельском рассказе говорится о том, как волхвы пришли с Востока со своими дарами; но куда нам прийти, и откуда? Они при¬шли издали, с того места, где не было Христа; и мы можем ко Христу сейчас устремиться, вездесущему, воскресшему, все побе¬дившему, из ночи, из тьмы собственной души… Сколько из нас, кому темно, сколько из нас, которые в потемках: вот, из этих потемок пойдем к свету. А свет — это любовь. Из мрака злобы пойдем к любви! Из греха пойдем к любви, всепрощающей, исцеляю¬щей! Из холода жизни — пойдем к любви, которая может согреть душу и все изменить в жизни! Из серой скудости житейской — пойдем к любви, потому что где есть любовь, там свет и радость, там нет великого и мелкого, но всё велико, потому что всё может стать знаком любви!..
И Господь зовет нас верить в себя: вспомните дары этих волхвов: принесли они злато; в темных нед¬рах земных заключено оно, заключена его сверкающая слава, звон¬кая полнозвучность, нержавеющая чистота; и в каждом из нас есть эта слава, которая рвется к свету, и эта нержавеющая чистота души, которая способна на великое — только дали бы ей свободу любить без страха, любить от всей силы мощной души! Зо¬лото, о котором здесь говорится, это преображенная земля; откро¬ем эти темные недра наши, в которых таится сияние света, и пой¬дем к свету…
Ладан принесли волхвы, который возносится и благо¬ухает: принесем любовь, которая не только светом сияет, не только нержавеющей своей чистотой, славой блестит, но которая является самой жизнью, чистотой… Поклонимся Богу, направимся к Богу, и тогда и мы принесем Богу это благоухание, которое по всей зем¬ле распространится лаской, любовью, теплотой…
Но и смирну при¬несли волхвы, как приносят мертвецу. Христос, бессмертный Бог, родился не для того, чтобы жить, подобно нам, а для того, чтобы умереть подобно нам; жить нашей смертной жизнью для того, чтобы мы могли войти в Его бессмертную, торжествующую, ликующую веч¬ность… Кто хочет идти по Мне, да отвержется себя, да забудет про себя, да вспомнит только о том, что тысячи вокруг нуждаются в любви… Никто большей любви не имеет, как тот, кто свою жизнь отдаст; а отдать жизнь, это не обязательно умереть, это — каж-дое мгновение жизни посвятить любви, творческой, зрячей, умной, смелой любви… Любви, которая дает, любви, которая не защищает своего, любви, которая себя не защищает, не замыкается… Сила Божия в немощи совершается: нам не надо бояться любить: отдадим себя до конца, и тогда весть о родившемся сегодня Христе станет реальностью не только в нашей жизни, но в жизни миллионов людей светом, теплом, радостью, обновлением всей жизни ! Аминь.

Опубликовано: Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. — Клин: Христианская жизнь, 2004.

Слушать аудиозапись: Рождество Христово. Всенощная. 6 января 1979 г. , смотреть видеозапись: нет