митрополит Антоний Сурожский

Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября 1973 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа

В первом евангельском отрывке, который сегодня был читан в церкви, Христос повелевает нам отдавать кесарю то, что при­надлежит ему, и отдавать Богу то, что Ему принадлежит. И часто нам кажется, что отдавать кесарю должное, это просто подчиняться земным законам общества, страны, в которой мы живем, а Богу отдавать должное это значит исполнять просто свои церковные, религиозные обязательства. Но из того, что Христос говорит, получается совершенно иная картина, гораздо более требовательная. Когда Ему поставили этот вопрос, Хрис­тос попросил, чтобы Ему принесли чеканную монету Римской Им­перии, и спросил: Чей образ отпечатан на ней? — и Ему ответили: Кесарев… И Христос ответил, в сущности: Все, на чем лежит его печать, принадлежит ему; все, на чем лежит печать Божия, — принадлежит Богу… И мы знаем, из учения Христа и из Ветхого Завета, что человек создан по образу Божию; на нем лежит печать; мы запечатлены образом Божиим; и когда над нами совершается таинство миропомазания, мы запе­чатлеваемся как священные сосуды Святого Духа. Значит, не только наша деятельность, не только те или другие стороны на­шей жизни принадлежат Богу по праву, по природе нашей и по Его природе, но и всецело, каждый из нас до конца, запечатленный образом Божиим и запечатленный печатью Святого Духа, весь до конца и без остатка принадлежит Ему. Мы действительно можем отдавать миру, обществу, внешней жиз­ни все внешнее, все, что произрастает, как бы, от земли; но себя никогда, ни в чем: мы до конца долж­ны научиться быть Божиими БЕЗ ОСТАТКА, до самых глубин, все­цело.

И мы празднуем сегодня день Пресвятой Богородицы: Она сумела так именно, до конца, без остатка, стать Божией, от­дать Ему Свою мысль и Свое сердце, Свою жизнь и Свое тело, отдать Себя Богу так, что в святости Ее Бог нашел место все­ления; отдать Себя Ему так, что через Нее и благодаря Ей Спа­ситель родился в жизнь… Как же мы можем идти по этому слав­ному и страшному нам пути?

Второй отрывок Евангелия, который сейчас был читан, нам говорит об этом: Марфа и Мария. Христос не упрекает Марфу за то, что она творит нужное дело, что она делает то, что должно быть сделано, так же как Христос не сове­тует и не повелевает нам не отдавать кесарю то, что ему принадлежит по праву. Но Он ее упрекает в том, что она свою тревогу вкладывает в то, что делает, что то, что она делает, временное, преходящее, ее так занимает, что она может забыть и себя, и Христа, Который тут сидит, в нескольких шагах от нее, и говорит, говорит живую речь, которая может сделать человека живым до глубин. Марфу Он упрекает не за дело, а за озабоченность, за поглощенность им, за то, что ради дела она может забыть себя, ближнего, Бога. И Он не говорит нам о том, что не надо совершать дел, но что надо от Марии научиться при всяком деле, всегда, так вслушиваться, в глубинах нашего сердца, в голос Божий, в го­лос совести, так прислушиваться к евангельской проповеди Христа, так углубляться в это общение с Ним, чтобы посте­пенно Его мысли стали нашими мыслями, Его чувства — нашими чувствами, и чтобы от этого единства со Христом произошли бы поступки, действия, которые на земле были бы продолжением жизни, слова и действия Христовых.

Вот о чем нам говорит сегодняшнее Евангелие и сегод­няшний праздник. Божия Матерь сумела так слушать и совесть, и слово Божие, и глас Духа Святого, и Она стала для нас пу­тем Божиего спасения. С какой благодарностью, благоговением и радостью мы можем о Ней думать!.. С какой благодарностью… Без Ее подвига и святости путь Богу в мир был бы так же заказан, как он заказан через нашу греховность… Молитвами Богородицы да спасет нас Господь, и да приведет Она нас к Нему слушать, как Она умела слушать, веровать до конца, как Она сумела верить и стать до конца единой с Богом и мыслью, и сердцем, и волей, и жизнью. Аминь.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет