митрополит Антоний Сурожский

Рукоположение о. Михаила Фортунато

28 декабря 1969 г.
Тема: Таинства, Пастырство   Место: Лондонский приход   Период: 1966-1970   Жанр: Проповедь

Совершилось таинство Церкви — силой, благодатью, нашестви­ем Святого Духа, верой народной, молитвами Церкви. Да будет крепко и благословенно твое священство и любовью, и верой, и ожиданием Церкви родной. Еще несколько дней тому назад я про­сил русских людей московских наших приходов молиться о тебе, чтобы благословенно было это священство, и в ответ на мою просьбу тысячи людей отозвались молитвой. Один приход прислал тебе икону, другой — цветы, которые здесь, на нашем амвоне яв­ляются живым свидетельством простой народной любви и народного доверия твоему священству. Пусть этой молитвой и этой любовью и этой верой в тебе окрыляется жизнь твоя священническая. А народ — не только русский и православный, а весь народ Божий — с каким ожиданием, с какой надеждой смотрит на священника!..

Священник — это человек, которого Бог позвал по имени и ко­торому Он дал благовествовать Евангелие, проповедовать слово истины, давать новую жизнь в таинствах… Евангелие как доб­рую, животворящую весть о том, что человек не оставлен Богом, что Бог верит в него, а не только любит. Любить можно и тех, в которых больше не веришь, любить можно и с болью сердечной о том, что всякая надежда вымерла, что осталась только любовь. А Бог не только любит нас, но верит в нас: Он поверил в нас, когда послал Своего Сына умирать на Кресте, чтобы мы жили; ве­рил, что не напрасна будет эта смерть, что она будет принята и что те, кто потерял веру в себя, найдут её в этой Божествен­ной вере.

Это проповедуй, говори о том, чтобы люди поверили в себя и в свое великое призвание; потому что призвание наше превос­ходит всякую меру нашего воображения; мы призваны стать при­частниками Божественной природы, стать живыми членами живого Христова тела, храмами Святого Духа во Христе, Единородном Сы­не; стать не только, по слову св. Игнатия Богоносца, «всецелым Христом», но по смелому, страшному слову св. Иринея Лионского, в Единородном Сыне стать единородным сыном. Это призвание мы не можем никакими своими человеческими силами исполнить, это дар Божественной веры в нас, Его никогда не колеблющейся на­дежды, Его никогда не умирающей любви. И это дается нам в Та­инствах Церкви:

Прежде всего, в слове истины, потому что слово Божие, ко­торое мы читаем и которое тебе будет дано провозглашать и проповедовать — это слово не человеческое, это слово, исполнен­ное Духa, это слово, полное жизни и силы. Слово Божие — тоже таинство, дающее жизнь, обновляющее, открывающее нам вечность и другие таинства: Крещение, Дары Святого Духа и приобщение Тела и Крови и все таинства Церкви, где действует Бог. Их по­ручает тебе Господь, чтобы с верностью, с любовью к Нему, с любовью к людям ты служил. Человек таинства совершать не может. Совершает всякое таинство единственный Первосвященник — Хрис­тос, действует в них одна только сила — Духа Святого; вместе с тем, без твоего священства не совершится ни одно таинство, и это будет зависеть от того, что тебя призвал Господь и что ты ответил: «Я здесь, Господи!» Перед тобой сейчас лежит пас­тырство; «паси овец Моих, паси агнцев Моих», — говорит тебе Гос­подь — и хоть ты уже слышал эти слова от меня, я хочу вновь и вновь, не только для тебя, но и для всех, у кого есть уши, что­бы слышать, прочесть тебе Слово о пастырстве, которое около де­сяти лет тому назад было послано мне из недр русской веры:

«Отец, одна алчущая душа говорит моей душе: «Ты встретила пастыря и в твоих глазах светится жизнь; скажи, что ты ви­дела, чтобы люди вспомнили, что такое пастырь». Но я не скажу ничего, отец, — все давно сказано, и новые слова ничего не откроют тем, кто опытом жизни не знает тайны распятия Пастыря. В твоем непрестанном и личном единении со Христом заключена тайна твоего пастырства, и это и есть первое условие, а не твое совершенство. «Кто висит на кресте, тот не думает о со­вершенстве». А остальное — естественное следствие: «Аще воз­несен буду от земли, вся привлеку к Себе», — говорит Господь. Так и ты, в твою меру, в меру твоего единения со Христом. Ме­ру же твою, пастырь, знает Бог, а мы можем только дивиться, видя, как Он доверяет, дарит тебе души, твоей молитвой вырван­ные из когтей смерти и ада; тебе Бог может сказать «иди» и ты идешь, не зная ничего, кроме этого «иди», и по полноте твоего послушания ни одна земная преграда не в силах остановить тво­его шествия к единственной и потерявшейся душе, которую усмот­рел для тебя Бог. И найдя её, пастырь, ты служишь ей во всем её убожестве, как Самому Христу. Это просто и очевидно, как всякая тайна, чтобы те, кому дано, сразу узнали, а незнающие ничего не заметили бы.»

Это путь единения со Христом в молитве и таинствах. Это путь, на котором мы говорили: «Пусть будет Твоя воля, Господи, а не моя», даже тогда, когда перед нами — чаша страдания и смерти. Это путь, который есть Сам Христос, Который есть Ис­тина: Истина, которой мы преданы и отдаемся. Истина, которую мы должны проповедовать. Истина, которая есть не что-то, а Некто, и Жизнь, которая тоже есть Некто — Он, Бог живой, Жизнь наша. И это ты сможешь совершить только тогда, когда ни на какие человеческие силы, ни на крепость молодых сил, ни на ум, ни на чуткость сердца, ни на знания, ни на что не будешь надеяться, как только на то, что сила Божия в немощи соверша­ется, на то, что если мы отдаем себя гибко, в слабости и немо­щи, в руку Того, Кто содержит весь мир и созидает всю тварь, тогда всякое дело совершится.

Но мы должны также помнить, что дело Христово, дело хрис­тианина — это не только хорошо исполненное человеческое слу­жение. Дело христианина отличается от дела всякого человека тем, что всякое действие христианина должно быть действием Самого Бога через него. Как Христос говорит: Якоже слышу сужду, поэтому суд Мой праведен есть, ибо Я не ищу воли Своея, но воли пославшего Меня… И в другом месте: Отец и до сих пор творит, делает и показывает Мне дела Свои, чтобы Я их со­вершил… Вот таким содержанием должна наполниться наша жизнь, так мы должны вглядываться в пути Божии, в тот таинственный и сложный узор жизни, чтобы уловить в нем красную нить, путь Господень неуловимый, и действовать, не зная ничего, кроме то­го, что сейчас Господь велит: как сказать или как поступать — и тогда, в этой прозрачности и в этой немощи, в этой хрупкос­ти и в этой гибкости совершится сила Божия и врата адовы не одолеют самой хрупкой немощи человеческой.

По молитвам родной Церкви, по молитвам собравшегося здесь народа, по ожиданию всех тех, кого тебе даст Бог, да будет слу­жение твое благословенно.

А для нас сегодня радость настала большая, глубокая. Бог совершил новое чудо на земле, ибо всякое таинство — это чу­до любви Господней. Пребудем в этой любви и радости Божией. После последнего благословения литургии отец Михаил даст нам первое свое священническое благословение. Примите его и сох­раните его как святыню, и помните, что вы сегодня были не только зрителями таинства, но совершителями его как Цер­ковь Христова, и что вы будете отвечать перед Богом за путь, который ему даст Господь. Молитесь о нем, любите его, помоги­те ему во всем, и пусть Господь нас всех соединит ничем никог­да не колеблемой любовью, взаимным доверием и надеждой, кото­рая может победить все. Аминь.

Опубликовано: «Во имя Отца и Сыны и Святого Духа. Проповеди». Издательство «Христианская жизнь», Клин, 2006. Стр. 117-120

 

Слушать аудиозапись: Рукоположение о. Михаила Фортунато , смотреть видеозапись: нет