Митрополит Антоний Сурожский

Рукоположение во священника дьякона Максима Никольского. Оксфорд

7 апреля 1990 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Через всю нашу жизнь, шаг за шагом, Бог ведет нас всё глубже в познание Его тайны и участие в ней.

И вот, сначала Он возжелал призвать Максима к бытию; Он дал ему жизнь, жизнь, которая питается Божественным дыханием; Он открыл Себя ему и сделал его участником Своей смерти и Своего воскресения через крещение; а потом воспитал его в Своей Церкви, из года в год, с раннего детства до зрелого возраста. И дальше Он призвал его, шаг за шагом, быть свидетелем; когда Максим стал чтецом и прислужником, его трепетной честью было идти перед Святым Евангелием, то есть Самим Христом, и перед Святыми Дарами, когда шествие знаменует крестный путь, неся свечу. Этим он провозглашал нам, как в свое время святой Ио­анн Предтеча, что Свет пришел в мир, что как ни глубока тьма, Свет тут, и рассеивает тьму, и как бы ни тщилась тьма ми­ра угасить этот Свет, она бессильна это сделать, потому что этот Свет — Сам Бог, пришедший в мир, родившийся от Девы для нашего спасения.

А потом Максим был призван стать дьяконом: одним шагом глубже в тайну Божию, и с именем «диакон», определяющим стоя­ние всякого, кто послан Богом быть слугой, служить не только Господу, но всем тем, ради кого Бог стал человеком, жил, го­ворил, и умер, прежде чем восстать снова. Тогда ему была пору­чена новая честь; прежде ему дано было читать псалмы и другие отрывки Ветхого Завета, читать нам слова апостолов, а теперь была дарована трепетно-страшная благодать провозглашать самые слова Христовы; не возглашать о Нем, но стоять и говорить нам: «Вот что говорит вам Бог!» И это он мог делать, только если он сам воспринимал весть, которую возглашал; только если мы уязвлены в самое сердце словами, которые мы возглашаем, эти слова найдут отзвук в сердцах других, дойдут как правда, как свет, как новая жизнь в сердца, в умы, в волю других людей.

А теперь он был приведен в алтарь, чтобы стать священни­ком. Дьяконом он приносил Богу молитвы Церкви; произнося екте­нии, он наши молитвы приносил пред лицо Божие, произносил молитвы святых так, чтобы мы могли влиться в молитву тех, ко­торые поистине жили согласно Евангелию. Но теперь он пересту­пил новый порог; теперь он будет во имя всех нас призывать Бога сойти к нам; не восходящий поток наших молитв он понесет, а смиренное снисхождение Святого Духа он будет испрашивать… Никакое апостольское преемство, никакое рукоположение не может дать человеку власть пресуществлять хлеб в Тело Христово, прелагать вино в Кровь Христову, преоб­ражать мир прежде дня, когда всё будет завершено и Бог будет всё во всем: Единственный Совершитель всякого таинства — Сам Господь Иисус Христос, Первосвященник всей твари; но страшно стояние священника, потому что он говорит слова, которые го­ворил бы только Христос, он делает в алтаре то, что делать может только воплощенный Сын Божий, ставший сыном человечес­ким! И поистине — совершает Христос; но священник — слово и действие Христово.

Мы должны молиться, чтобы священник никогда не «привык» служить богослужение, никогда не вообразил бы, что он служащий, и что то, что случается, зависит от него; он стоит перед Богом, как каждый из нас: как овца заблуд­шая, но заблудшая овца, которой Бог повелел делать то, что только Он Один может делать; Бог совершит дело, — но действия и слова принадлежит выполнить нам.

Но не только в совершении Литургии, — во всем своем па­стырском труде Максим будет посредником спасения. Ему предсто­ит открывать истину и учение Христово в проповеди, и еще бо­льше — ему предстоит являть их своей жизнью, и откровением, которое его семья может дать о том, что есть Церковь: что где двое или трое вместе — Христос посреди них! С его рукоположением вся его семья стала знамением, эсхатологическим знамением конца, славного Конца, Цели достигнутой.

Он будет преподавать крещение тем, которых он к нему подготовит, вводить их, не символически, а таинственно, мис­тически в смерть Христову, чтобы они восстали вместе с Ним. Он будет помазывать их Святым Миром, запечатлевать их как сосуды Святого Духа. Он будет причащать их Телу и Крови Хри­стовым, делая их участниками, шаг за шагом, но всё глубже и в страшной ответственности, участниками Божественной природы, согласно дерзновенному слову Петра апостола. И когда те, кому он будет служителем, будут отпадать от пути спасения, ему бу­дет дано стоять вместе с ними, моля вместе с ними Бога о по­каянии, об освобождении, об обновлении жизни в исповеди. И ему предстоит выполнять слово апостола Павла: Друг друга тя­готы носите, ибо так вы исполните закон Христов.

Мы все избрали его, мы все послали его на крестный путь, зная, что Христос воскрес, и что путь Креста — не путь пораже­ния, а путь победы; но мы должны молиться всем сердцем, всем умом и верностью, всей нашей любовью к нему, к Ильзе, к де­тям, чтобы бремя не было слишком тяжелым, и не отягощать его тем бременем, которое мы должны нести сами.

Пропоем ему в конце службы «Многая лета»: многих, мно­гих лет верного служения, всё возрастающей преданности, всё более глубокого внедрения в тайну Христа Спасителя — много лет быть ему свидетелем жизни и света в мире смертности и смерти и, по временам, в мире таком темном.

Будем благодарить Бога, что Максим нашел в себе самозаб­вение и мужество, чтобы предать свою жизнь и жизнь своей семьи Богу, чтобы они были свидетелями; а быть свидетелем — то же самое что быть мучеником. Они теперь отдали свою жизнь за каждого из вас, каждого из нас, каждого из тех, кто придет к ним за спасением: защищайте их, любите их, оберегай­те их молитвой и подлинной заботой; и тогда настанет день, когда и он будет стоять перед Богом вместе со всеми нами, и скажет Господу: Вот я, Господи, и вот дети, которых Ты дал мне.

Аминь.

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: