митрополит Антоний Сурожский

Собор новомучеников и исповедников Российских

5 февраля 1995 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы празднуем сегодня день святых новомучеников и исповедников Российских, праздник, который не так давно был установлен Архиерейским Собором Русской Церкви[1]. Слава Церкви — ее мученики, потому что мученики веры — это люди, которые оказались настолько укоренены в любви к Богу и в любви к ближнему, что они готовы быть свидетелями перед всем миром о Божественной любви. И они проявили не только любовь к Богу. Это было личной их любовью, но они проявили и любовь к миру тоже, отдав свою жизнь для того, чтобы предоставить возможность всем людям, всем, кто только мог услышать их глас, всем, кто мог услышать об их подвиге, засвидетельствовать о том, что Бог есть Бог любви и что у Него есть на земле свидетели, настолько убежденные в Его правде и в любви Его, что они готовы отдать всю жизнь свою во свидетельство тому.

И поэтому мы сегодня с глубочайшим трепетом будем впервые совершать этот молебен в нашем храме. Мы всех упомянуть не можем; но мы упомянем тех, которых Русский Собор выдвинул как светочей, как первых, которые пострадали до крови, до мученичества и открыли этот путь, кровавый и спасительный, для тысяч и тысяч других свидетелей Христа и любви Божией к людям. Мы будем вспоминать патриарха Тихона, митрополита Киевского Владимира, который был первой жертвой революционных убийц, митрополита Вениамина Петроградского и Гдовского вместе с его сподвижниками, из которых только двое будут упомянуты, хотя он был окружен множеством других с ним пострадавших. И, наконец, Великую Княгиню Елисавету Феодоровну с монахиней Варварой, которые пострадали и отдали свою жизнь во свидетельство своей веры и во свидетельство того, что они любят народ свой, неразлучны с ним и готовы ему свидетельствовать, перед ним свидетельствовать до крови о том, что Бог есть, и что Он есть любовь, и что Богу можно довериться не только жизнью, но и смертью своей.

Они нам должны служить примером. С нас никто не требует сейчас кровавой жертвы, но каждый из нас может отдать свою жизнь Богу и отдать свою жизнь ближнему; и порой эта жертва — тяжкая. Мне вспоминается один из русских епископов, который сказал мне: «С тех пор как Каин убил Авеля, все Каины земли стремятся уничтожить всех Авелей; но Авели научились одному: что они должны хоть немножко остаться живыми для того, чтобы пронести факел веры, зажечь другие души — и тогда умереть».

Многие так умирали; мне вспоминаются не только взрослые, не только подвижники, имена которых мы знаем. Мне вспоминается одиннадцатилетний мальчик: в тридцатые годы он сказал своим родителям, что он услышал зов Божий, который повелевает ему уйти в одиночество, в лес, чтобы молиться о спасении России. Мальчик ушел и навсегда исчез; он был встречен один только раз крестьянином, который пошел в лес рубить дрова; стоял перед ним мальчик лет двенадцати-тринадцати, который сказал: «Найди мне пару сапог! Я уже три года стою в зимнюю пору босой на снегу, и мне это так тяжко!» Этот крестьянин принес ему сапоги, мальчик исчез и никогда не вернулся. Но он стоит перед Богом теперь и молится за родную землю, за которую Господь его поставил молитвенником.

Будем сегодня молиться от всей души, чтобы благодать Господня сошла на нашу Русскую землю, чтобы свет веры на ней просиял, чтобы верность не только на словах, но во всех путях жизни в ней проявилась, чтобы Русь наша стала Домом Животворящей Троицы. И мы должны принести и свой вклад — верностью Богу, верностью Родине, верностью друг другу, готовностью отдать свою жизнь для того, чтобы другой человек зажегся верой, радостью, надеждой. Аминь.

Объявление после службы:

Сегодня вечером в 7 часов будет собрание молодой группы наших прихожан, то есть прихожан возрастом между 18 и 33 годами. Цель этой группы — приготовить будущее нашей Церкви, свидетелей нашей православной веры; но также — и это очень важно! — соединить в одно, слить в один поток жизни, веры, взаимной любви, взаимной поддержки тех, которые здесь прожили многие годы и даже здесь родились, и тех, которые недавно прибыли из России. И вот вы, которые недавно прибыли, которые еще чувствуете себя на чужбине, — придите на это собрание, слейтесь с молодежью, которая здесь уже укоренилась, которая прошла через ваш опыт и тот опыт, который вам предстоит, и соединимся мы все в единый, сильный поток православного свидетельства.

Опубликовано: Труды. Т.3. — М.: Практика, 200?

 

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет