митрополит Антоний Сурожский

Сурожская епархия. Беседа 4

Радиобеседы в религиозной программе русской службы Би-Би-Си
28 сентября 1991 г.
Тема: Церковь, Русская эмиграция ХХ века   Место: СМИ   Период: 1991-1995   Жанр: Беседа

Через какое-то время он мне сказал: В пустом храме я ощущаю то же самое присутствие, которое я ощущал, когда было богослужение. Что это такое? Я ответил: Вы безбожник, поэтому вы мне не поверите, но я скажу вам: это Бог. Бог живет в этих стенах, это Его удел. Мы у Него в гостях. Он здесь хозяин, и вы чувствуете, что Он здесь есть… Он сказал: Хорошо, предположим, что это Бог, но если Бог просто здесь живет, и вы к Нему ходите в гости, что толку от этого? Мне нужен такой Бог, который меня бы перевернул, преобразил, сделал из меня другого человека… Я говорю: Я не Бог и я для вас этого сделать не могу, но что я могу, это вам сказать: придите и смотрите, что Бог делает над другими людьми. И он стал приходить. И раз ко мне пришел и ска­зал: Знаете что, ваш Бог — Бог действующий. Я вижу, как эти люди меняются не только во время богослужения, но когда они ухо­дят из церкви, я вижу у них совершенно преображенные лица, когда они причастились Святых Даров. Мне нужно, чтобы надо мной было совершено то, что совершается с ними. Примите меня… И тут он осекся, потому что я сказал: Нет, просто на основании ваших переживаний я вас принимать не стану. Я вас буду готовить; вы должны знать, во что вы верите. Вы должны знать, что такое наше богослужение, вы должны научиться молиться, вы должны научиться тому, что составляет духовность и существо Православия… Я его обучал некоторое время и свое время крестил. Это самый яркий пример человека, который пришел к нам с отрицанием и влился в Православие, потому что Бог его встретил лицом к лицу. Он чистый англичанин. Его жена тоже стала православной. И так многие становились православными, и таким образом у нас образовался приход, где, я бы сказал, 80% людей английского языка, и теперь у нас уже лет 15-20 дети, родившиеся от родителей, которые сами перешли в Православие. В результате наш приход очень глубоко обра­зован в православном отношении, потому что почти никого нет, кто просто самотеком родился православным, был крещен в Православной Церкви и остался таковым; почти все стали православными по личному  убеждению и благодаря личному внутреннему пере­вороту.

Это хорошо или плохо?

Я считаю, что хорошо. С другой стороны, первое поколение было счастливее, чем теперешнее, потому что первое поколение привилось к стволу тех людей, которые ничего особенного не знали, но которые, как рыба в воде, плавали в Православии. Некоторые из них были уди­вительно простые люди. Я помню одну неграмотную женщину, которая была как бы воплощением русского деревенского православия, она вначале даже не понимала моих проповедей. Она меня научила говорить не птичьим языком, а нормальным. Я помню, раз после проповеди она ко мне подошла и говорит: Ах, отец Антоний, как же вы хорошо про­поведуете! Я стою и плачу, плачу, потому что ни слова не понимаю… После этого я понял, что надо говорить так, чтобы люди понимали.

Вот наш приход, каким он постепенно образовался.

 

А сейчас я говорю из сада, который при нашем годовом базаре. Базар — слово английское, оно заключает в себе и распродажу, и большую встречу между людьми. Мы уже больше тридцати лет устраи­ваем такие встречи. Цель у них двоякая. С одной стороны, чтобы лю­ди, которые бывают в церкви, или такие, которые вообще не бывают в церкви, но русские, или связанные с Россией, или у которых рус­ские друзья, могли бы встретиться не официально, а у чашки чая, в толкучке народной. С другой стороны, нам базар этот крайне необ­ходим, потому что мы живем только своими средствами, т.е. только тем, что жертвуют наши прихожане или что мы можем заработать. А заработать как? Есть люди, которые что-то делают, изделия какие-нибудь. Есть люди, которые жертвуют то ценное и порой очень дорогое для них, что у них есть, для того чтобы у нас была возможность содержать церковь, помогать неимущим, устраивать детские лагеря, вести какие-нибудь занятия для взрослых и для детей; нако­нец, содержать священников, которые посещают больных, посещают наших стариков, которые вообще ведут всю нашу церковную жизнь: и богослужения, и встречи.

Слушать аудиозапись: Сурожская епархия. Беседа 4. 28 сентября 1991 г. , смотреть видеозапись: нет