Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына
16 февраля 2017г.  в 19:00
Семинар по наследию митрополита Антония Сурожского

«СВЕТ НА ЛИЦЕ ДРУГОГО: ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ»

Докладчики: доктор психологических наук, профессор МГУ Юлия Борисовна Гиппенрейтер; доктор физико-математических наук, профессор ВШЭ Алексей Николаевич Рудаков

Поводом для проведения данного семинара стал выход в серии книг «Библиотека Ю. Гиппенрейтер», рекомендуемым для чтения родителям, сборника текстов митрополита Антония «Воспитание души». Серия издается известным психологом, специалистом и автором книг о воспитании детей Ю.Б. Гиппентрейтер.

Тексты для обсуждения: «Цикл бесед о вере» и «Воспитание характера» (Митрополит Антоний Сурожский. Воспитание души. — М.: АСТ, 2016. — Стр. 31-43 и стр. 309-310).

Вопросы для обсуждения:

  1. Роль наставника: в чем она?
  2. Нужна ли свобода ребенку?
  3. Как быть авторитетным родителем?
×
О семинаре
«Воспитание души»

Разговор о воспитании детей, состоявшийся 19 февраля в рамках семинаров по наследию митрополита Антония Сурожского, которые Фонд наследия Владыки проводит совместно с Домом русского зарубежья, велся в непривычной вопросительной интонации. Первый вопрос прозвучал в самом начале доклада Юлии Борисовны Гиппенрейтер, известного психолога, автора знаменитых книг по воспитанию детей. Вопрос такой: «А смогу ли я?» Смогу ли я воспитать человека? Юлия Борисовна отметила, что его редко задают новоиспеченные родители: маленькое беспомощное существо рождает чувство полного превосходства. Но так ли все просто?

В ходе доклада, или точнее сказать, беседы, Юлия Борисовна задала немало вопросов аудитории. Например: когда надо начинать уважать ребенка? С какого возраста? Или вопрос-шутка, своего рода игра, которую можно предложить компании за столом: когда вам хотелось сделать что такое, чего делать нельзя? У взрослых такие вопросы могут испортить настроение, но для более открытых для искренних разговоров детей они могут стать предметом размышления о том, что такое запреты, дисциплина, свобода.

Вопросы звучали в выступлениях Алексея Николаевича Рудакова, профессора Высшей школы экономики, говорившего о взаимоотношениях преподавателя и ученика. Что нужно для того, чтобы стать наставником? Вопросы задавали из зала – молодые родители, опытные родители, неопытные родители, учащиеся. От вопроса не удержался протоиерей Владимир Архипов: как достучаться до людей, как научить говорить их на одном языке со Христом, если понятия свободы, достоинства, личности, открытости находятся за пределами той действительности, в которой они живут?

Неудивительно, что докладчики (и присутствующие в зале, — по крайней мере, организаторы надеются, что это так!) «нашли общий язык» и захотели обратиться к опыту митрополита Антония. Одним из ключевых советов владыки для человека ищущего является: поставь перед собой вопрос, перед собой, не перед человечеством в целом, не перед группой людей определенной национальности, класса или вероисповедания. Человек не вмещается в схему, воспитание, становление личности не поддается методикам. Те, кому посчастливилось искать совета у Владыки при личном общении, помнят: он почти никогда не давал указаний, как жить, что выбрать, какое совершить действие.

На хаос наших мыслей, способностей, устремлений он смотрел не как на то, что нужно втиснуть рамки представлений и правил, «так же, как мы прибираем в ящиках или приводим в порядок нашу комнату, — и, поступая так, убиваем всякую возможность хаосу породить танцующую звезду… Так поступает государственная или любая другая система: она пытается организовать общество или человека, чтобы не было абсолютно никакого риска, что произойдет что-то непредвиденное и разрушит идеальную модель, которую я построил, я придумал и которой я дорожу». «Танцующая звезда» митрополиту Антонию была дороже собственной безопасности. Его прихожане мне рассказывали, что когда родители обращались к нему по поводу трудных подростков, к своему неудовольствию обнаруживали, что Владыка оказывался на стороне подростка! В своих беседах он отмечает, «Бог относится к хаосу по-другому. Бог вызывает из хаоса все, что уже созрело и готово расцвести, или то, что могло бы расцвести в жизнь, могло бы измениться, чтобы достичь полноты. У Бога нет стремления создать порядок, Он стремится создать космос». А «космос» в переводе с греческого – «красота».

Весь процесс воспитания – непрестанный вопрос Богу – каким Он задумал этого человека, что можно сделать, чтобы помочь ему раскрыться в полноте Божественной любви, которая вызвала его к жизни.

Как отметила Юлия Борисовна, у Владыки не так много текстов, непосредственно посвященных воспитанию детей. Допытываясь у разных членов прихода, как Владыка относился к детям, я не раз слышала ответ: Как относился к детям? Как к людям… Помнится, как-то на вопрос есть ли в его приходе воскресные школы, митрополит Антоний ответил: «Увы, есть». И пояснил это «увы»: если бы родители могли передавать детям свою веру каждым словом, каждой минутой жизни в семье, нужда в воскресных школах отпала бы. Причем, для этого не нужно быть святым. Владыка подчеркивает: «… речь не идет о том, чтобы родители были уже созревшие и достигшие совершенства. Нужно, чтобы у них было, с одной стороны, основное знание, основной внутренний опыт, и была устремленность к цели. Если родители, пусть они даже очень примитивны в вере, пусть они очень многого не понимают, кроме некоторых основных вещей, всем своим существом, и сердцем, и умом, и волей, то есть жизнью, которую они ведут, рвались к Богу и совершенству, ребенок от них научится всему, чему должно научиться».

Наверное, отсюда и возник у Юлии Борисовны и Алексея Николаевича замысел сборника текстов митрополита Антония «Воспитание души», вышедший в серии «Библиотека Ю. Гиппенрейтер» издательства АСТ. Это –тексты человека, «всем своим существом, и сердцем, и умом, и волей» устремленного к Богу. Внимательно в них вчитываясь, и родителю, и преподавателю, и самому ребенку можно «научиться всему, чему должно научиться».

Елена Юрьевна Садовникова