митрополит Антоний Сурожский

Свв. мчч. Адриана и Наталии

Село Ивановское
8 сентября 1972 г.
Тема: Литургия, Святые и святость, Смерть   Место: СССР   Период: 1971-1975   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

За каждой божественной литургией вы слышите слова Спасителя Христа, говорящего нам: Творите сие в Мое воспоминание… И нам думается — и справедливо думается — что Он нас при­звал вновь и вновь собираться на эту тайную вечерю, единст­венную, неповторимую, когда Он преломил хлеб, освятил и дал Своим ученикам, когда Он роздал им, разделил чашу Крови Своея.

Но не только это обозначают слова Спасителевы. Когда Он совершал тайную вечерю, она не особняком стояла, как церков­ный, религиозный, культовый обряд, она означала собой всю тайну нашего спасения, тайну Воплощения, когда этот хлеб и это вино приобщаются тайне воплощенного Сына Божия, делаются Телом и Кровью Его, тайне распятия Христова, когда это Тело бывает ломимо и когда Кровь Его проливаема за спасение всех. И вместе с этим присутствием живого Христа любовью, верой, божест­вом победившего Христа, раскрывается и тайна воскресения и тайна вечного неизменного сидения Его одесную Бога и Отца, которое в истории, через несколько дней совершится телесно, реально в Вознесении Господнем.

И когда мы причащаемся Тайн Господних, мы должны помнить, что путем этого приобщения мы делаемся участниками всей этой бесконечно-глубинной тайны воплощения Сына Божия и всего того, что это значит для нас, верующих, и для истории всего мира; ибо Христос, как несколько раз говорится в Евангелии, пришел не судить мир, а спасти мир. Он пришел душу Свою, жизнь от­дать за людей; и Он это делает, веря, что не напрасна будет эта жертва, возлагая на нас живую надежду, что мы откликнемся и что в нас тоже заживет, процветет, загорится ярким пламе­нем эта божественная любовь, которая Сына Божия сделала Сы­ном Человеческим.

И вот в жизни святых Адриана и Наталии мы видим осущест­вление этой тайны приобщенности ко Христу. Были они супруга­ми; они сумели друг друга полюбить такой целостной, такой глубокой и светлой любовью, чтобы стать одно, и чтобы это единст­во между собой и во Христе и Духе осуществило уже на земле Царство Божие. Есть древняя рукопись евангельская, которая хранится в одном из английских городов; там есть несколько слов, не находящихся в обычном нашем евангельском тексте; и вот, что они гласят: Спросили Христа — Когда придет Царство Божие? И Он ответил: Царство Божие уже пришло там, где двое — уже не двое, а одно… Своей любовью целомудренной и вместе с этим до конца отдающейся другому святые Адриан и Наталья осуществили, явили Царство Божие и жили им и в нем уже на земле. В этом отношении они были во Христе и Духе; и потому что они были так совершенно Христовыми, Гос­подь им дал пройти весь их страшный и дивный путь ученичества. Они возлюбили Его нераздельным сердцем, такой любовью, кото­рая и их взаимную любовь сделала более глубокой, более чис­той, более светлой и совершенной. Они прожили крестной жиз­нью, если крестом назвать тот подвиг, благодаря которому вымирает в человеке всё смертное, всё неспособное стать частью вечности. Они распяли на кресте чистой и совершенной любви плоть со страстьми и похотьми и осталась в них любовь свет­лая, греющая и освещающая лаской, и Христос их позвал вслед Себе, и они пошли, соединенные любовью и с Богом и друг со другом.

И вот мы собраны здесь — торжествуем их смерть и лику­ем о их победе, ибо не смертью кончился их путь, а вечной жизнью, которая уже была их уделом на земле, потому что суме­ли они подлинно и истинно любить. Они вошли в вечную жизнь, и мы вспоминаем их не врозь, а вместе, как супружескую пару, потому что они соединены были на земле и любовью земной и подвигом христианским, и вместе царствуют со Христом во веки. Как это дивно! Как дивно думать, что все наши человеческие отношения могут так освятиться, так быть пронизаны божествен­ной силой, присутствием Святого Духа, что все они делаются частью тайны Христа, частью тайны вечности, и что Бог то, что соединено было чистотой и любовью на земле, соединяет /во/ веки с Собой и в Себе.

Последняя победа за жизнью, не за смертью. Когда-то лю­ди боялись смерти, потому что безнадежно отдаленные от Бога в смерти, они уходили туда, где Бога нет. Ад, описываемый в Ветхом Завете, именно тем так страшен, что это место, где нет Бога. Но вот пришел на землю Христос, приобщился всей нашей жизни, стал с нами единым кроме греха, умер смертью — нашей — чтобы мы могли жить жизнью Его, сошел во ад, по­тому что и Он прошел земную смерть и земную богооставленностъ; и войдя во ад, Он заполнил его до края божественным Своим присутствием. Смерть, понимаемая как разлука, безнадежная, мрачная, отчаянная, для нас, верующих, прошла. Смерть тела мы называем успением, а ранние христиане, которые горели духом, которые знали лично — многие из них — Христа, ко­торые ждали Его возвращения и тосковали от разлуки с Ним, смерть называли рождением жизни вечной.

Нет среди нас человека, который бы не потерял дорогого ему человека, и так нам часто кажется, что между нами и усоп­шими легла пропасть. Не чуем мы их присутствия, горюем мы о своем сиротстве, и делаем, иногда — часто — делаем роковую ошибку, думаем о них, о наших отношениях, о нашей любви толь­ко в прошлом: это когда-то было.. Неправда! Это не только было, это сейчас есть. Бог не есть Бог мертвых, Он — Бог жи­вых, все живы для Него, все живы в Нём… И если между на­ми и любимыми, дорогими нам людьми лежала какая бы то ни было тень на земле, нам незачем видеть в ней непроходимую стену: это было прошлое; а теперь — теперь они со Христом, теперь они познали и глубину и простор жизни, они много поняли, что на земле оставалось им непонятно, и теперь мы можем к ним об­ратиться и сказать: ты ведь понимаешь, что я тебя любил, что я любила тебя, хоть не долюбил, хоть не долюбила. Дай мне прощение, дай мне мир, дай мне уверенную радость о том, что мы неразлучны, навсегда связаны Самим Богом нерас­торжимой тайной жизни и любви. И не будем сетовать, будто мы не верим в Бога, будто мы не верим в жизнь, будто мы не верим, что родной, дорогой нам человек не может подарить нам вечное прощение и вечную жизнь…

Так мы приходим к Адриану и Наталье. Они жили, они умерли, но теперь они соединились к этому войску неубываемому, к этому сонму вечно растущему, святых мучеников и подвижников, и они вместе со Христом на своих хрупких плечах силой Божией несут судьбы мира. Непобедим Господь, непобедима жизнь, непобедима любовь. Будем жить этим, и тогда и мы будем непобедимы вовеки. Аминь.

Опубликовано: «Проповеди, произнесенные в России». – М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2014.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет