митрополит Антоний Сурожский

Свт. Григорий Палама

Второе воскресенье Великого Поста
1974 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В течение теперь уже истекших подготовительных недель Великого Поста Церковь, словами Христа, образами евангельски­ми нас призывала к тому, чтобы глубоко вглядеться в нашу собственную душу и в нашу жизнь, и в то, что нужно в ней изменить, в чем нужно покаяться. Теперь наступила новая пора, время Ве­ликого Поста. В течение наступающей и уже наступившей недели мы будем слышать не о нас самих, а о том, что благодать Божия совершила над людьми, которые сумели покаяться, которые сумели обратиться всей мыслью, всей душой, всем порывом души к Богу, — что над ними совершил Господь! Один за другим будут проходить образы святых…

Но сегодня, почти на грани этих двух времен — подготовительных недель и Поста — стоит образ св. Григория Паламы. И то, что имеет он нам сказать, — такое важное, такое значительное, что на этом надо остановиться, потому что только из того, что он имеет нам сказать, мы можем понять ту славу, то величие, ту действительно Бо­жественную красоту, которую мы видим во святых. Сердцевина учения св. Григория Паламы заключается в том, что благодать не есть какой-то тварный дар, не есть нечто, что Бог нам дает, оставаясь вместе с тем иным по отношению к этому дару. Он учил о том, на основании опыта всей Православной Церкви, ее святых, её подвижников и особенно тех афонских святых и подвижников, среди которых он жил, он учил о том, что благо­дать — это Сам Бог, как бы приобщающий нас Своей Божествен­ной природе, делая нас через это приобщение богами по приобщенности. Думая, что благодать является только даром Божиим, но не Самим Богом, Который Себя нам отдает, западные богосло­вы утверждали как бы непроходимость пропасти между Богом и человеком, между творением и Творцом. Как бы ни были драгоценны Божественные дары, они остаются тварными и они нас с Ним не могут соединить иначе как любовью и благо­дарностью. Но нет! Опыт Церкви нам говорит о том, что благодать — это Сам Бог, Себя нам отдающий, и что принимая благодать, мы делаемся по приобщению участниками Божественной природы…

Когда будут теперь проходить перед нами обра­зы святых, будем помнить, что они — не только люди, которые были озарены умом, очищены сердцем, а что это были лю­ди, которые приняли Бога в себя, как железо может быть прони­зано огнем, и которые стали уже на земле видением того, к че­му призвана вся тварь, когда Бог будет всем во всех. Будем, поэтому, радоваться о том величии нашего призвания, будем радоваться о том, что мы призваны поистине приоб­щиться Богу, но будем также помнить, что случиться это может, если мы совершим подвиг веры, останемся Богу верными, станем подвижниками по образу древних подвижников, которые сумели отдать кровь и принять Дух. Да даст нам Господь и вдохнове­нье, и силы, и желанием и даст Он нам и плоды. Аминь.

Опубликовано: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа…» – М.: «Гранат», 2014; Труды. Т.2. — М.: Практика, 2007.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет