Митрополит Антоний Сурожский

Учение Павла не от людей, а от Бога

Январь 1966 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Послание апостола Павла, которое мы сегодня слышали, содержит его свидетельство о том, что учение, которое он проповедовал, учение, что Бог стал человеком, что умер этот Человек на кресте, что воскрес от силы Божественной и что новая жизнь открылась, та жизнь, о которой он говорит — «не я живу, а во мне живет Христос» — что это учение не от человека он получил, а от Бога: какое это к нам может иметь отношение? Разве не получил он всё знание, которое у него было, от людей? Он ведь не был среди учеников Христа. Разве то, что он говорит о Христе, то учение, которое он повторяет, которым он покоряет мир, — разве он не от людей получал?

С одной стороны, конечно, да, от людей: сначала, когда он был еще врагом Христа, дошла молва о Нём; затем был он в Иерусалиме, во святом граде, когда свершилось дивное событие нашего спасения; он видел, он слышал, и однако всё это его не убедило, всё это оказалось как будто напрасным и только возбудило в нем желание стоять за то, что он считал верой отцов, истиной, открытой Богом, свидетельством Самого Бога живого. И вот, потому что всей душой, всей силой, всем убеждением души своей, ради Бога и Его чести, ради Бога и Его славы он готов был вынести всё, любой труд понести, — открылся ему Господь на пути в Дамаск, открылся страшным образом.

Павел шел истреблять христиан, и вдруг перед ним предстал Сам Христос — не каким мы Его видим в Евангелии: не кроткий, не тихий, а сияющий грозной, страшной славой; и не тем сиянием Преображения, которое осияло радостью учеников и заставило Петра говорить: «Господи, нам здесь хорошо», а другим сиянием, тем, которым сияет Бог, когда человек перед Ним станет как враг: грозным сиянием славы. И в этом сиянии Павел увидел воскресшего Господа и познал, что Тот, Который был еще так недавно распят в Иерусалиме, — действительно воскрес, а значит действительно Он Тот, Кем Себя возглашал и Кого знали Его ученики и Кого изо дня в день открывали люди. Но он остал­ся слеп — это сияние закрыло ему видение всего земного, и запечатлелся у него в памяти только этот страшный блеск, это присутствие Господа. В течение долгого времени, дней и ночей, он не видел ничего, кроме своего видения, не переживал ничего, кроме того, что заключалось в том страшном перевороте для него всех ценностей, всей правды, всей истины, всех убеждений, всех верований и всех путей его. И Господь послал человека, который Его именем вернул видение окружающего мира, дал видеть то, что вокруг. Он до конца пережил то, что было внутри, в глубинах, в тайниках, в тайне этого опыта и встречи. И вот он пошел, и он не вернулся ни к кому из апостолов просить ему рассказать что-то о Христе; он вышел говорить о чем он слышал, что он знает и о чем может говорить достоверно.

В этом — тайна силы жизни не только Павла, но и всех других апостолов и тех, которые от них познали веру, но познавали ее глубиной души, пережили ее уже не как рассказ, а как опыт. В этом сила всякого слова христианина, говорящего о своем Господе, о своем Боге, о своей вере. Если мы только повторяем то, о чем мы наслышались, — это бессильно; но если мы говорим о том, что родилось опытом в нашей душе, к чему привело нас свидетельство других, но стало глубже чужого свидетельства, стало живым опытом души, — тогда действительно наше слово, как огонь, наше слово — сила и свет. И вот, чего мы должны искать: не убедительного слова, а опыта, из которого рождается слово со властью, слово, горящее духом, слово, бьющее ключом живой воды. Вот почему в нынешнем нашем мире недостаточно нам понаслышке говорить о вере и о Боге, недостаточно нам жить той обстановкой, которую создали отцы, недостаточно нам так веровать, так действовать, как по рассказам веровали и действовали другие. Мы должны дознаться опытом ума, опытом сердца, опытом духа, всем естеством нашим, включая и тело наше, должны дознаться этой проповеди, этой реальности, этого опыта, и для этого жить тем, что зовет Господь Евангелием Господним, — потому что это Евангелие как школа, как русло реки, полное той воды, которая представляет нашу жизнь — и тогда только познаем мы опытом и будем знать не от людей, а от Бога, — и принесем свидетельство наше людям, принесем Божий глас, Божие свидетельство и сияние Его славы.

Всего два дня тому назад для нас Рождеством Христовым начался год, новый год нового мира. Вот теперь сразу начнем жить теми ценностями, которые делают этот год новым и обновленным, и тогда словом, жизнью, сиянием духа, свидетельством Самого Бога оживим, обновим, спасем, сколько от нас зависит, тот мир, в котором мы живем, который так дорог Богу, что Он Сына Своего отдал на смерть ради его спасения и из нас сделал Своих детей и послал в этот мир, чтобы этот мир был спасен жизнью и словом. Аминь.

Опубликовано: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. — Париж.: Сурожская Епархия, 1995

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет