митрополит Антоний Сурожский

Вартимей и Закхей

1 февраля 1998 г.
Тема: Евангельские притчи   Место: Лондонский приход   Период: 1996-2000   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Мы на прошлой неделе вступили в подготовительные недели к Великому Посту. И первое, о чем мы вспоминаем, это рассказ о слепом, который всю жизнь бился, добивался с надеждой, того чтобы прозреть, и которому это в течение целой жизни не далось.

И он дошел до предельного отчаяния, даже не такого отчаяния, которое борется, а до темного, бесчувственного отчаяния. И он сидел у дороги, про­ся милостыни; не прося исцеления, не прося помощи, прося только о том, чтобы ему не умереть, потому что даже в глубине отчаяния оставалась жизнь.

И вот, когда он дошел до этого предела отчаяния, он услышал, как мимо него по дороге проходит толпа народа; но толпа необычная, не шумная, не беспорядочная, а толпа сосредоточенная, толпа, в центре которой был Кто-то. И в изумлении он спросил, что же это происходит. И ему сказа­ли: мимо тебя проходит Христос… Именно мимо, Он не останавливался, Он шел. И из глубины этого отчаяния слепой начал кричать о помощи, потому что он знал понаслышке, что Христос — целитель, что Христос милос­тив, жалостлив, мимо никого не проходит. И он стал кричать о помощи, и Христос остановился, и ему вернул зрение.

Мы должны научиться чему-то из этого рассказа. Научиться тому, что могут пройти годы и годы, когда рушатся все наши надежды, когда мы дохо­дим до предела полного отчаяния, и когда за пределом этого отчаяния мы доходим до внутреннего омертвения: и на отчаяние нет сил; остаются силы, немногие, какие-то только на то, чтобы остаться в живых.

Это первый рассказ, который нам раскрывает что-то о нас самих; мы все слепые и от рождения, а некоторые не от рождения; мы все боремся о том, чтобы прозреть, чтобы в жизни увидеть смысл, чтобы в жизни что-то появилось, что оправдывает и жизнь, и наше существование. И бывает, что все надежды вымирают в нас. И тогда должна в нас родиться надежда сверх надежды, та надежда, которая теплится в душе человека даже тогда, когда больше никакой надежды быть не может. И тогда мы можем открыться Господу, и сказать: «Господи! Приди! И соверши со мной то, что Ты хочешь.»

И тогда с нами случается нечто, с каждым по-разному, но напрасна та­кая молитва из такого отчаяния не бывает.

А сегодня мы вспоминаем рассказ о Закхее, о богатом, знатном челове­ке, живущем в малом городке, где все его знали. Он тоже хотел увидеть Христа, и у него глаза были, только он был так мал ростом, что в толпе ему было невозможно Христа увидеть даже издали. И тогда он сделал нечто, что является просто героизмом: перед лицом всех своих сограждан, которые его знали, которые его почитали, которые, порой, может быть, трепетали перед ним, он вдруг, как мальчишка, взлез на дерево, чтобы только увидеть Христа. Нужда в этой встрече была в нем такова, что он победил в себе тщеславие, то есть желание, чтобы люди к нему относились с уважением, с почтением. Ему вдруг стало безразлично: пусть смеются надо мной, пусть освистывают меня, но без того, чтобы увидеть Христа я дальше жить не могу. Что его привело к этому — нам не сказано, но нам сказано, что Христос, Ко­торый сердцеведец, Который знает, чту в каждом человеке, оста­новился, его призвал и пришел к нему в дом.

И тогда случилось именно то, чего не ожидал, может быть, даже Закхей. Христос, став перед ним, проявив Свою любовь и милосердие, так потряс его душу, что Закхей Ему сказал: «Я был неправедным человеком, а теперь я хочу выправить всю свою жизнь; я отдам всё четверицей тем, кого я ограбил, обездолил…» И Христос ему сказал: «Спасение пришло в твой дом.»

Здесь две вещи нам надо вспомнить. Во-первых, есть ли в нас та­кое желание встретить Христа? Или мы только надеемся, что, да, встретим, когда придет время, а пока как-нибудь и без Него обойдется… Я думаю, что многие из нас в течение многих лет жизни так живут.

И второе: готов ли я ради встречи со Христом ради того, чтобы стать Его учеником, оказаться предметом насмешки, чтобы люди надо мной глумились, чтобы отвернулись от меня те, ко­торые меня уважали или которые трепетали передо мной?

И вот тут нам надо собрать много сил, потому что Бога мы только на словах боимся. Мы надеемся на Его милосердие, на прощение, надеемся, что придет время, когда всё между нами станет в порядке. Но тщеславие нас держит, тщеславие делает нас рабами людей, которые нас окружают: что они о нас подумают, что они сделают, кем я для них буду после того, как я стану или верующим, или порядочным человеком?! Когда вдруг лю­ди увидят по разнице в моей жизни, что я был недостойным согражданином, недостойным христианином, недостойным мужем, недостойной женой, недостойным братом, недостойным другом! По разнице поведения вдруг меня обвинят — го­тов ли я на это?

Мы, может быть, на словах скажем: да, готов; а на самом деле, как страшно, когда вокруг тебя пустеет и когда вокруг тебя раздается смех: вот же какой он!

Подумаем над этим: каждый из нас несет в себе слепоту, безнадежность, отчаяние, крик к Богу, и потом усталость от того что «стоит ли кричать?» … «Бог всё равно не отзывается» …  До конца надо взывать, и придет Христос.

И мы должны также помнить, что мы должны победить в себе всякую долю тщеславия, что не люди нам судьи, а совесть наша. Кто я перед моей совестью? Достоин ли я или недостоин того, что обо мне думают люди? Есть место у святителя Тихона Задонского, он пишет священнику молодому, который ему говорит: «Не знаю, что делать! Я сознаю, что я недостоин — а меня люди хвалят; я им говорю о себе, и они только больше хвалят, говорят, какой я смиренный, чуть ли не святой…» И Тихон ему отвечает: «Не делай этого, при­нимай все их похвалы и попробуй стать тем человеком, которого они в тебе видят. От их похвал не отрекайся, потому что к тем добродетелям, которых у тебя всё равно нет, они прибавят еще смирение, о котором ты и понятия не имеешь…»

Подумаем об этом, и научимся из этих двух случаев тому, как начать наш путь в сторону Великого Поста. На будущей неделе будем поминать мытаря и фарисея, дальше — блудного сына, и от каждого из них мы должны нау­читься чему-то, чтобы, когда придет Страстная Седмица, нам в нее войти уже не думая о себе, а думая только о том, как Христос совершает Свой крестный путь, куда Он идет, и ради чего, нет! ради кого: меня грешного. Аминь.

Опубликовано: «Наблюдайте, как вы слушаете…» — М.: Фонд содействия образованию XXI века, 2004. (Библиотека журнала «Альфа и Омега»)

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет