митрополит Антоний Сурожский

Вечерня Прощеного воскресенья

12 марта 2000 г.

Служба прощения — не время, когда священник проповедует другим о том, как они должны прощать друг друга. Это момент, когда он стано­вится перед людьми, которых Господь вверил ему, для того, чтобы он их обдавал светом Божиим и указывал им путь в Царство Небесное. И мне вспоминаются слова одного священника, который служил в Париже, в Трехсвятительском подворье; незаметный он был человек, но в его Завещании есть слова, которые у меня остались на сердце на всю жизнь. Он говорит: «Что такое недостойный священник? Богу — он в омерзение; прихожанам, пасомым — он соблазн; себе — он по­гибель души…»

И каждый священник стоит перед Богом с этим чувством и сознанием; и с этим чувством и сознанием и я теперь стою перед Богом и перед вами. Прощение не заключается в том, чтобы сказать: «Не важ­но; прошлое прошло». Потому что прошлое не проходит; прошлое остает­ся в нас, пока оно не изжито. А изживается оно подвигом покаяния со стороны грешника и подвигом прощения со стороны его жертв.

И вот с этим я стою теперь перед вами, прося прощения. Прося о том, чтобы вы с великодушием, милосердием, состраданием обратились бы к Богу и ска­зали: «Да, Господи, он не оказался достоин того величайшего призва­ния священнического, которое Ты возложил на него; но мы готовы поне­сти последствия его недостоинства и простить.» Простить не значит забыть; простить это значит с состраданием, с болью в душе сказать: «Ко­гда придет Страшный суд, я встану и скажу: не осуди его, Господи; лу­чшего он сделать не мог, но меня он научил евангельскому слову, молитве, может быть, жизни, а, главным образом, он меня научил состраданию, научил жалеть его в его греховности, жалеть каждого человека, который рядом со мной стоит, и, несмотря на его грехи, а именно потому что он грешен и потому что ему нужно, чтобы каждый из нас друг друга тяготы носил, потому что в этом мы исполним закон Христов.»

Поэтому бу­дем подходить к иконе Спасителя; Его смерть — плод человеческой греховности и, в каком-то смысле, моего греха, моей греховности. Будем подходить к иконе Божией Матери и просить Ее молитв, прощения, помилования; как один подвижник сказал: «Если Она тебе может простить смерть Своего Божественного Сына, то никто тебя осудить не сможет.» Но также примем друг друга, не на мгновение, а в жизнь, по-новому, вот сейчас, когда будем просить прощения у Бога за себя и друг за друга, если нужно, как крест, а если нужно, как радость и вдохновение, и пойдем вместе с верой, с надеждой, с радостью, с доступной нам любо­вью в Царство Божие, которое не то что когда-то придет, которое при­ходит в душу каждого человека, когда эта душа откроется Богу и примет Духа Святого молитвами Богородицы, силой Креста. Аминь.

Опубликовано: Труды. Т.2. — М.: Практика, 2007.

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: Вечерня Прощеного воскресенья. 12 марта 2000 г.