митрополит Антоний Сурожский

Вербное воскресенье

11 апреля 1982 г.
Тема: Великий Пост   Место: Лондонский приход   Период: 1981-1985   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы вступаем сегодня в страстные дни Господни, во время, когда сгустилась тьма и когда подымается заря нового света, заря вечности, постижимая только тем, кто вместе со Христом вступает в эту тьму. Это — тьма и это полумрак, сумерки, где перемешалась правда и неправда, где перемешалось всё, что только может быть перемешано: Вход Господень в Иерусалим та­кой торжественный, исполненный такой славы, одновременно весь построен на страшном недоразумении; встречают Спасителя Христа жители иерусалимские с торжеством и ликованием, потому что они ожидают, что Он освободит Свой народ от политического гне­та; и когда окажется, что Спаситель пришел освободить людей и весь мир от греха, от неправды, от отсутствия любви, от не­нависти, тогда от Него отвернутся с горечью, разочарованностью, и те, кто так торжественно Его встречали, обратятся во врагов. И в течение всей недели, всё время, тьма, сумрак чередуются с проблесками света… И мы должны вступить в этот сумрак. Мы должны, не только со Христом, но вместе со всеми теми, кто тогда Его окружал, войти в эти дни и найти свое подлинное место в этой тьме и в этом сумраке… Шаг за шагом мы можем следить за тем, что совершается со Спасителем Христом; но од­новременно мы должны себе ставить вопрос: где мы стоим, где стою я, лично? Что у меня общего с Пречистой Девой Бого­родицей, Которая видит, как Ее Сын идет на погибель, как сгущается вокруг Него ненависть, как кольцо окружает Его; как страх и трусость, как ненависть, как ложь постепенно готовят Ему смерть. И как нам не понять, что может переживать Божия Матерь перед лицом предательства Иуды, отречения Петра, бегст­ва учеников, лжесвидетельства на Сына Ее, суда неправедного, осмеяния, избиения; и наконец, крестной смерти Спасителя Христа? Как мы на всё это отзываемся? Когда мы услышали об этом в святом Евангелии, когда мы слышали весть об этом в церковной молитве и песни — с чем выходим мы из этого храма? Большей частью идем забыться, отдохнуть душой, отдохнуть телом, готовясь к следующей службе, или уходя вовсе в мирскую жизнь. А Страстная седмица длится изо дня в день, из часа в час, из мгновения в мгновение — нет ей перерыва, она как огненная река течет, могучим огнем опаляя всё; одно сгорит, и ничего от него не останется кроме пепла и позорного воспоминания , а другое устоит, как золото и серебро… Где мы будем тогда? Как переживем эти дни? С чем выйдем мы каждый раз из храма, и с чем встре­тим мы светлое Христово Воскресение, провозвестника нашей встречи, в конце времен, нашей встречи после нашей смерти, со Христом, Который нас возлюбил до креста, и Который нам поставит вопрос: А ты — отозвался, ли ты на всё, что тебе было дано знать о Божественной любви, воплощенной, распятой, воскресшей? Поставим себе вопрос о том, на кого из апостолов мы можем быть похожи, на Фому ли, который говорил своим со-апостолам «Пойдем с Ним и умрем с Ним, если нужно»? На Петра, который по страху отрекся от Него трижды? На Иуду, который Его предал?.. Где мы находимся в этой людской толпе? Кто мы? Поставим себе этот вопрос каждый раз, когда мы выйдем с богослужения, каждый раз, когда мы будем на него приходить; и, тогда может быть что-нибудь проснется в нашей душе, что-нибудь дрогнет? Может быть, тогда эта страстная седмица окажется для нас, как для стольких она оказывалась в прошлом, началом: началом нового понимания, новых переживаний и новой жизни. Аминь.

Опубликовано: Воскресные проповеди. Минск, 1996.

 

Слушать аудиозапись: Вербное воскресенье. 11 апреля 1982 г. , смотреть видеозапись: нет