Митрополит Антоний Сурожский

Воскресенье о слепом

18 мая 1969 г.

Как нас пугает телесная слепота! Как страшно, когда встре­чаешь человека, который никогда ничего не видел, которому бы­ла закрыта вся красота, вся слава мира, где мы живем. И как страшно бывает тем, кто постепенно теряет зрение. И вот, на­ряду с этим, как мы страшно спокойно и безразлично относимся к духовной слепоте и в себе, и в других. Бывает, что человек родился слепым: для него этот мир непрозрачен, он воспринима­ет в нем только вещество, он не может в нем уловить присутст­вующего Творца. И вместо того, чтобы сердца наши содрогнулись ужасом и жалостью, потому что этот человек наш мир не может принять, не видит и отрицает, потому что нас он считает безум­ными и вредными, мы в свою очередь относимся к нему отрицатель­но, мы его не приемлем, он нам чужд, он живет в мире вещества, он слеп. Нет у нас к нему жалости. Из года в год мы молимся здесь, чтобы все те, которые слепы духом, которые не веруют в Бога, которые видят только вещество в этом богатом мире, где пребывает Бог, чтобы они прозрели. Но можем ли мы сказать, что мы это переживаем с такой же болью и с таким же ужасом, как встречу с человеком, который родился слепым и никогда не видел чувственного этого мира, если даже богат он духом? И еще бывает, что человек был когда-то зряч, и постепенно гаснут его очи. Это бывает с телесными очами, это бывает тоже с духовными очами: то, что когда-то он видел, того он больше не видит, и не хватает в нем уверенности в себе самом и в том, что он ког­да-то познал, чтобы быть верующим; т.е. чтобы тогда, когда по­тухнет очевидность, быть совершенно, непоколебимо уверенным в вещах незримых, в вещах, которых больше он не видит. Жалеем ли мы такого человека? Какую помощь мы ему даём? Сознаём ли мы, что большего горя не может быть, как потерять зрение ми­ра духовного, и что наряду с этим всё остальное — ничто? Нет, мы этого не сознаём достаточно, мы судим и осуждаем, мы чуждаемся и отрицаем, человек нам делается не своим. А вместе с этим, где же ему искать зрения, как не среди тех, которые видят, веры, как не среди тех, которые веруют, пусть хоть слабой, колеблющейся верой? Подумаем об этом; вокруг нас в нашей собственной среде и широко вокруг бесчисленное коли­чество людей, у которых погасли духовные очи или у которых они никогда не были зрячи. Встретим их с любовью, с жалостью, с молитвой, с состраданием. Но этого мало; надо нам учиться тому, как нашу веру сделать достойной для них, каким обра­зом приобщить их к тому, что у нас есть. А для этого нужно только одно: чтобы была любовь, но любовь, готовая идти до предела и за предел человеческих сил и возможностей. Будем молиться о том, чтобы Господь и нам, и другим умножил веру, но и чтобы Он нас научил любить так, чтобы другой мог через нас загореться вечной жизнью. Аминь.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет