митрополит Антоний Сурожский

Воскресенье перед Богоявлением

17 января 1982 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Мы вновь слышали сегодня послание апостола Павла /2 Тим. 4:5-8/ такого многогранного, глубокого, разнообразного духовного свидетельства истин Христовых; и мне хочется сопоставить слово, которое мы могли бы читать в прошлое воскресенье, что все призываются быть последователями его, как и он — Христа, с тем, что мы слышали сегодня: что он совершил свой путь, остался верен, боролся до конца, и сейчас готовится ему венец нетленный. В сегодняшнем послании мы слышим эти слова, но слышим также, что он в себе видит грешника, хуже всех. Как же возможно совместить в одном человеческом опыте, в одной душе, в одном сознании такие противо­речивые вещания, такие противоречивые слова?

Павел несколько раз говорит в своих посланиях, что он недостоин Божией милости, потому что он когда-то был гонителем Христа, врагом Христовым, и что, если бы его не взыскала непости­жимая Божия милость, он остался бы таким же врагом и погиб бы в своем грехе. Даже в те моменты, когда он чувствовал, что так близок Господь, даже в те моменты, когда он сознавал, что он действительно — как сам он говорит — потрудился больше кого-либо из апостолов, совершил дело Христово успешно, всё сделал, что ему было поручено о Господе, он не может забыть, что когда-то он был неверен, когда-то он был враг Христов. И это со­поставление его бесконечного не достоинства и безмерной Божией милости и сделало его таким, каким он был: человеком, который всей душой отдавался тому, что составляло его убеждения и его веру: всей душой, всем убеждением он был врагом Христовым, пока не познал Его, как своего Бога, как своего Спасителя, как ожидаемого и теперь пришедшего Мессию. И он сумел той же душой, тем же страстным порывом души раскаяться, и всю жизнь свою изменить, несмотря на то, что ему пришлось потерять и дружбу своих друзей, и уважение тех, кто его почитал учителем, потерять всё, что ему было дорого и привычно, — несмотря на это он до конца отдался Христу и пошел за Ним.

И вот почему он нам может сказать: «Будьте моими последова­телями, так же как я — последователь Христов; следуйте по моим стопам, так же, как я последовал за Христом…» Не хвалясь, а просто призывая нас покаяться всей душой, всеми силами своими, всем, что только в нас есть истинного, благородного, способного отозваться на Божию правду, на Божию милость, на Божию святость.

И об этом же говорит нам сегодня и евангельское чтение, представляя нам образ величайшего пророка Ветхого Завета — Иоанна Крестителя, который пришел призвать всех к покаянию. К покаянию, т.е. к тому, чтобы всю свою жизнь направить по но­вому руслу, обратить ее в новое направление, — в сторону Бога, в сторону служения всему, что Богу дорого и ради чего Он и мир создал, и жизнь Свою отдал.

Услышим же этих двух проповедников, которые оба жизнью и смертью своей доказали нам истинность своего убеждения и истин­ность своего благовестия, и поставим перед собой вопрос: «Как мы отвечаем, как мы отзываемся на этих двух проповедников правды и истины, и жизни?» — и вступим на путь спасения; как го­ворит Павел, покаянием станем его последователями, так же как верой он стал последователем Христовым. Аминь.

Опубликовано: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа…» – М.: «Гранат», 2014

Слушать аудиозапись: Воскресенье перед Богоявлением , смотреть видеозапись: нет