митрополит Антоний Сурожский

Воскресенье перед Рождеством Христовым. (Неделя Отцев)

4 января 1976 г.
Тема: Христос, Воплощение   Место: Лондонский приход   Период: 1976-1980   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Когда в семье рождается ребенок — как его ожидают все! Не только его отец и мать, но сродники ближние и дальние, и все те, которые кровно с ним связаны, и те, которые связаны любовью с той семьей, в которой вот-вот воссияет такая радость. И вот, на этой неделе мы будем праздновать Рождество Спасителя Христа. Он родился в настоящей, подлинной человеческой семье, от живой Матери, Которая была человеком, подобным всем людям, только человеком такой чистоты, такой веры, что Она сумела всем Своим существом ответить на Божий зов и стать храмом Воплощения. И вместе с Ней ждали это Рождество Христово все те, которые по плоти были Ему близки, и праведные, и грешные. Мы сегодня слы­шали в евангельском чтении большое количество имён, из которых многие для нас неизвестны, никого ясно не представляют; как в семье бывает, что одних — помнишь, а множество других имён зна­ешь: жили, были у нас такие предки и сродники, но мы их не знаем, нет у них для нас лица, только имя осталось… И вот думается: как выступают из этого ряда имён некоторые имена; имена праведных, имена святых — о них нам не трудно думать, что они Христу свои и родные, что они — одной плоти с Ним, одной с Ним мысли. Но выступают и другие имена, имена грешные: Раав — блудница, жена Урии, которая отдалась царю Давиду; сам царь Давид; Соломон;  и многие, многие другие; которые в Ветхом Завете вспоминаются не потому, что они были без пятна или порока, а потому, что при всём этом, при всей их человеческой греховности они почитали Бога, верили в Его правду, ожидали Его победы, надеялись на Него, несмотря ни на что, и каждый, как умел, поклонялся Ему и служил Ему. И вот, в этой Христовой родословной мы видим пёструю, многообразную толпу, праведников и грешников, которых всех принимает Христос, всех называет Своими, родными по крови, и является для них всех чадом, ребёнком их рода и племени.

Опять — когда рождается ребёнок, все на него смотрят и думают: вот, он, может быть, последний из нашего рода; какую окончательную печать положит он на историю нашей семьи? Будет он конечной славой всех его предков, или — позором? Так думали, вероятно, и ожидающие рождения Иисуса… И Христос оказался последней печатью в народе, который принёс в дар Богу чистую Деву Богородицу, способную стать местом вселения и дверью рождения живого Бога… Он завершил Собой весь этот ряд людской, Он — печать славы, Он — оправдание всех этих поколений. Их жизнь в Нём получила смысл, их правда процвела славой; их грех потонул в Божием милосердии и в Божией победе.

Но не только для них родился Христос последней печатью победы и спасения; они ведь тоже кровно, плотью своей, костьми своими являются живой частью человеческого рода; и для каждого и для всех родился Христос, как победоносная печать, как послед­нее слово АМИНЬ! ДА! — сказанное Богу от имени всей земли… Поэтому мы можем ожидать рождение Христово с такой надеждой, с такой радостью: не для других, не от других Он родился в мир; Он родился от нашей плоти и крови, Он единосущен нам, Он — нашего рода. Он нам родной, Он нам свой! И Христос кладёт на каждую семью и на весь человеческий род эту печать ответа Богу: ДА! Тебя единого люблю, Тебе единому поклоняюсь, Ты един — мой Бог!.. И печать славы и радости о том, что Бог Творец, Промыслитель, Судья — для нас бесконечно ближе, чем Он обозначен этими словами: Он нам Отец, свой, родной… По­этому, когда будем праздновать навечерие Рождества Христова, — придём все, привлечём всех, кого мы знаем, кто только способен отозваться на радость о том, что всё завершено и что нам, нашей семье, рождён Сын, Который есть наш Бог. Аминь.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет