митрополит Антоний Сурожский

Воскресенье перед Троицей

11 июня 2000 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Через неделю мы будем, после Литургии, коленопреклоненно молить Господа о том, чтобы на нас сошел Дух Святой так, как Он сошел на святых апостолов. И готовясь к этому, хочется подумать о Его присутствии и Его действии в нас.

Мир сотворен Словом Божиим: в начале было Слово, выражение Божественной мысли и Божественной любви, которая прозвучала и призвала, вызвала к бытию всё, что существует. Вызвала к бытию актом любви: «Придите — Я вас люблю; ответьте на Мою любовь любовью вашей…» И по всей твари, как говорит нам начало Священного Писания, разлилось ды­хание Святого Духа. Дыхание Святого Духа, которое всё, что было сот­ворено, делало живым, которое помогало всему творчески расти, раскры­ваться как цветок, доходить, сколько возможно было, до совершенства. И Дух Святой действовал во всем мире, во всём, что было создано, и во всех людях, которые были созданы и родились. Как это дивно, какое счастье!..

Но пришло время еще большего, более глубинного откровения Святого Духа. Спаситель нам сказал: «Дух дышит, где хочет, и вы не знаете, откуда Он идет и куда Он устремлен.» И вот Дух Святой по всему миру действует, весь мир оживляет, и делает способным, в свое время, может быть, узнать полноту Божественной жизни во Христе.

Но есть слово в Евангелии, о котором нам надо помнить, которое нас предупреждает о том, как значительно пришествие Святого Духа, и как мы должны к Нему относиться. Христос сказал, что всякая хула на Сына Божия может быть прощенной, но хула на Духа Святого не простит­ся. Как это понять?

Это можно понять, только если подумать о тех образах, которые Отцы Церкви давали нам для посильного уразумения тайн Святой Троицы и действия Божия в твари. Отец им думался как непостижимая глубина Бо­жественной мысли, непостижимая для нас в прямом смысле, но которая выражается Словом, Словом воплощенным, словом, достигающим до нас во Христе. Но Христос нам говорил о том, что люди не всё могут понять, что Он говорит; они не всегда могут взглянуть на Него и узнать — Кто Он; но что это им не вменится в грех, потому что им надо вырасти в ту меру, в которой они смогут уразуметь то, что сегодня они не могут понять.

О Христе и о Духе Святом Отцы говорили так: что Христос подобен свету, который озаряет всё. Свет мы не видим, но только благодаря свету мы видим всё, что вокруг нас. И мы видим только в ту меру, в которую нам это возможно увидеть; мы можем глядеть на то, что озаряет этот свет, и не уразуметь, потому что нам рано, потому что мы не созрели. И это нам в наказанье не вменится, только к этому будет прибавлен призыв: растите; растите, углубляйтесь, расширяйте сердце и ум, и тогда вы уразумеете.

Но Дух Святой представляется отцам Церкви как огонь, как тепло; как огонь, который всё может зажечь Божественной жизнью, и как теп­ло, которое может проникнуть в нас до самых глубин.

И вот, если подумать об этих образах, вы поймете, почему можно сказать, что не всё, что озарено светом, нам делается понятным, и по­этому, если мы не понимаем и даже отвергаем это, мы не будем за это осуждены до времени, когда мы поймем. Но если мы пронизаны теплом, если мы внутренне познали истину и ее отрицаем, тогда ничто нас не может спасти, потому что мы отрекаемся от собственного знания и от собственного опыта о Боге, о твари, о жизни, о себе.

И вот тут нам надо задуматься; мы будем молиться о том, чтобы благодать Святого Духа была в нас обновлена. Дух Святой был нам дан в таинстве миропомазания; мы сколько-то умеем сохранить благодать, и, увы, столько ее теряем. И вот из года в год мы молимся: «Господи, обнови в нас эту благодать! Умножь ее! Пусть вновь возгорится в нас то, что Ты нам дал изначально.»

И поэтому, готовясь к принятию Святого Духа в день Святой Пяти­десятницы, и в день Святого Духа в понедельник за этим, нам надо вдуматься о том, как мы отнеслись к тем дарам Святого Духа, которые нам были даны изначально: что мы презрели, что мы восприняли, до какого понимания мы дошли, в какой мере мы верны Святому Духу, Который в нас живет и действует, или в какой мере мы Ему как бы гово­рим: молчи, я не хочу Тебя слышать… Подумаем о том, как мы отнеслись к тому познанию о Боге, о себе самих, о наших ближних, о со­творенном мире; как мы отнеслись к тому пониманию, которое нам дает Дух Святой. И в той мере, в которой мы презрели — покаемся, а в той мере, в которой им еще не открылись, откроемся действию Святого Духа, и Он сойдет в нас, и нас озарит, освятит, обновит, даст новое начало для новой жизни. Аминь.

Опубликовано: Труды. Т.2. — М.: Практика, 2007.

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: