Митрополит Антоний Сурожский

Воскресение перед Крещением

15 января 1967 г.

Евангельский рассказ о благовестии нашего спасения начинается с повести о Предтече Иоанне и о Пречистой Деве Богородице — о пустыннике и о скромной, хрупкой Деве, которая стала Матерью Живого Бога. Не напрасно именно на этом начинается благая весть нашего спасения, ибо не только в том радость, что Господь снисходит к нам, не только в том торжество земли и неба, что Своим приходом, Своим словом, Своим духом Господь всё делает новым, и в том тоже, что земля оказывается способной принести Богу больше, чем вертеп, больше, чем звезду, больше, чем морозную ночь. Она приносит Ему двух людей, способных Его встретить: Иоанна, Его Крестителя, и Марию — Его Мать.

В сегодняшнем Евангелии мы слышали слова, предреченные еще за столетия до его прихода пророком Исаией, видевшим грядущего Пророка, который будет Большим среди рожденных женами — Предтечей Господним. Он — глас вопиющего в пустыне. Он характеризуется в Евангелии также как и древними пророчествами, как «глас». Он настолько стал прозрачен, он настолько стал един с той вестью спасения, которую он должен принести, что нельзя его больше различить от этой вести. Он человек, и он глас; он глас Божий, звучащий через человека, ставшего прозрачным. Этот человек уже не стоит между Богом и благовестием и людьми: этот человек уже не стоит между нами и Богом. Мы не видим его, мы не слышим его, мы слышим только глас Господень. И в этом его слава: он весь отдался Богу, и кроме Бога мы ничего не видим через него.

И то же самое мы можем сказать о Пречистой Деве. Вход Её во храм — это Её восхождение в самую тайну молитвы, в самую тайну общения с Богом, того соединения, того сроднения с непостижимым Богом, которое в день, когда ангел возвестил Ей грядущее, сделало Её способной ответить: «Се раба Господня, да будет Мне по воле Твоей.» Она, услышавши глас ангельский, всем Своим существом восприняла его и произнесла это имя Божие, которое стало плотью, это слово Божие, которое спасло мир. И радость нашего спасения — это радость еще более глубокая, чем радость о милости Божией. Это радость о том, что земля в свое время принесла свой плод, что нашлась Та, Которая была способна стать Матерью Воплощающегося Бога, и нашелся тот, который стал способным быть Его предтечей, идти впереди Него, возвещать Грядущего и не заслонить Его собой ни словом, ни образом. Радость наша действительно совершенна. Дивен Бог, но и дивна земля, которую Он создал, когда эта земля возрастает в меру своего призвания, делается тем, на что она способна, — землей, способной стать небом, тварью новой, жизнью новой. Будем радоваться о том, что Дева оказалась Матерью и что на земле нашелся Предтеча, способный Его встретить и поклониться Ему, узнать Его и возвестить Его. Вот о чем будет говорить нам праздник Крещения Господня, который мы начинаем праздновать в его навечерие и в самый праздник, славу которого мы будем созерцать на водах, в литургии, в явлении Духа и в освящении дивных крещенских вод. Аминь.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет