митрополит Антоний Сурожский

Воскресение перед Рождеством

4 января 1970 г.

Люди обыкновенно свою родословную ведут от чести к чести, от славы к славе, вспоминая в своем родстве людей, которые пе­ред Богом или перед людьми были великими, значительными. Родословная Христова, которую мы сегодня читали, — это длинный сказ о человеческой верности и о человеческом предательстве. Это сказ о человеке, который искал Бога, который душой к Нему устремлялся, подвигом жизни старался себя победить ради Бога, Его правды и вечной жизни. И вместе с этим, вплетенная в этот рассказ, длинная вереница имен, которые говорят о человеческом позоре, и о человеческом падении, о человеческой неверности. Христос ведет Свою родословную не от славы — для этого было бы достаточно сказать «Он Сын Божий» — Он ведет Свою родословную через все и славные, и страшные пути, которые нам описаны в Ветхом Завете. А Ветхий Завет это не только рассказ о народе, быль, реальная быль о народе, в котором родился Спаситель Христос, это тоже образ человеческой души, исповедь всего человечества, ви­дение его путей как Бог их видит. И в этом отношении эта родословная Христова говорит нам тоже о том, что происходит в нашей душе и жизни, когда мы ищем Бога, переходя от искренней любви, устремленности к Нему, веры, подлинной надежды и предельной не­мощи падения, а значит и предательства, предательства Самого Бога и предательства других людей, которые имеют право опирать­ся на нашу верность в их восхождении в Царство Небесное. Вот почему перед Рождеством Христовым предлагается нам это долгое, подчас многим — почему не сказать: всем — недоуменное чтение. Как мало среди нас, наверное, таких, которые в свободное время взяли бы и прочли эту родословную хоть один раз в своей жизни, и поискали бы в Ветхом Завете, о ком же идет речь, кто эти лю­ди, которые нам дали Христа? Мы знаем веру Авраама, мы знаем жертву Исаака, мы знаем чистоту и целомудрие Иосифа Прекрасно­го. Иногда промелькнет другое имя, которое о чем-то говорит; а большинство из этих имен так богаты содержанием. Христос на Себя все взял — и величие человека состоит в том, что без не­го не воплотился бы Бог; только потому, что человек так велик, что он может вместить полноту Божества, смог Бог плотью стать человеком. Но вместе с этим всю немощь, всю хрупкость, весь ужас человеческой судьбы принял Христос. Станем потому вчиты­ваться в эти имена так, как мы вспоминаем людей, которые в на­шей жизни сыграли значительную, решающую роль. Вчитаемся в эти имена, и будем вспоминать, что плоть Христова была соткана из плоти этих людей, что человеческая душа Христова постепенно, из рода в род, очищалась и переходила от подвига к ужасу через этих людей. Вспомним их сегодня, вспомним их и в другие дни на­шей жизни с глубоким благоговением, с трепетной благодарностью. Они нам дали Христа: тело Христово — их тело, рождение Христо­во — завершение их земной судьбы, их веры, их верности, их ис­кания, их устремленности к Богу, несмотря на слабость, немощь и грех. И научимся мы идти этим же путем, опираясь на все сильное, на всё Божие в них и в нас и преодолевая, побеждая с помощью Божией благодати и милости все то, что в нас недостойно Его и нашего человеческого достоинства. Аминь.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет