митрополит Антоний Сурожский

Воздвижение Креста Господня

27 сентября 1981 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Мы поклоняемся сегодня, с трепетом и с глубоким сознанием священного ужаса, перед Крестом Господним. И вместе с этим, мы празднуем победу Божию над грехом, над злом, над всем, что разделяет человека и мир от Него…

Художественные изображения Креста часто заслоняют в нашем сознании крест, каким Спаситель нес его на Голгофу, крест, на котором умирал Господь. В те далекие времена крест значил смерть преступника; смерть такого преступника, перед которым содрогалось ужасом человеческое сознание, преступника, который людьми, народом, градом был извержен вон, которому места не было среди людей, путь которого, через жестокую смерть, лежал во дно адово. Таким видели Спасителя предавшие Его на смерть, осудившие Его на распятие, пригвоздившие Его ко кресту, глумившиеся над Ним в часы Его умирания; Он был для них преступником, который заслуживал последнего извержения из среды людей и смерти, т.е. исклю­чения из среды живых.

Православные иконы и распятия являют нам покой смерти Христовой; западные распятия нам показывают мучительную смерть человека, но реальность сочетает и то, и другое, и является чем-то еще большим, нежели просто смерть человека, который сумел всей жизнью и всей смертью своей любить до победы Божией. Христос перед Своим распятием говорил Своим ученикам: «Никто не отнимает у Меня жизни — Я ее Сам отдаю». И в молитве перед освящением Святых Даров мы говорим, что «Христос был пре­дан — нет, не предан! Он Сам Себя отдал на крестную смерть ради нашего спасения.»

Распятие Христово — это действие свободной, Божественной любви, это действие свободной воли Спасителя Христа, отдающего Себя на смерть, чтобы другие могли жить — жить вечной жизнью, жить с Богом. Иуда Его предал; Петр от Него отрекся, трое из учеников спали в Гефсиманском саду, все бежали. Ирод цинично над Ним насмехался; Пилат от страха перед людьми Его предал на смерть; первосвященники, по слепой вере и зависти, требовали Его распятия — но в конечном итоге Христос стал челове­ком, жил, страдал, и умер, потому что я, и ты, и каждый из нас в отдельности и все вместе — мы потеряли Бога грехом, за­бывчивостью, себялюбием — каждый из нас. Потому что для каждого из нас, как Спаситель сказал в одном видении, Он претер­пел бы весь ужас Гефсиманской ночи и весь ужас крестного умира­ния и смерти… Он свободно отдал Свою жизнь для тебя и для ме­ня — не коллективно для нас, а ради каждого из нас, потому что каждый из нас Богу так дорог, так Им возлюблен, что цена ему — вся жизнь, и весь ужас, и всё страданье, и вся смерть Хрис­товы.

И этому всему знаком является крест, потому что, в конечном итоге, любовь, верность, преданность испытываются не словами, даже не жизнью, а отдачей своей жизни; не только смертью, а от­реченьем от себя таким полным, таким совершенным, что от челове­ка остается только любовь: крестная, жертвенная, отдающая себя любовь, умиранье и смерть самому себе для того, чтобы жил другой.

И вот мы поклоняемся кресту, который для нас означает всё это и победу Божию; и как благоговейно должны мы совершать крест­ное знамение, относиться к тому, что оно значит для нас; когда мы кладем на себя крест, мы кладем на себя знак, перед которым дрожат все темные силы, раз сразившиеся с Богом крестом и побежденные этим крестом. Мы этого не умеем ощутить; но темные силы трепещут и отходят от креста Господня.

Но вместе с тем, когда мы совершаем крестное знамение, мы как бы на себя берем крест Христов; мы решаемся следовать за Ним; а путь Христос нам указал; отвергни себя, возьми крест, и иди за Мной; чтобы никто у тебя не отнимал жизни, отдавай ее каждый день, каждый час, пока не придет время отдать ее раз и навсегда в руки Божии. И пусть вся твоя жизнь будет несением этого креста — знамения победы и готовности твоей так жить и так умирать, как умирал Господь. И как благоговейно долж­ны мы совершать крест, зная, помня, что крестом мы исповедуем всю веру свою, складывая три пальца вместе, чем свидетельствуем нашу веру в Святую Троицу, и сгибая остальные два пальца, чем напо­минаем самим себе, темным силам и каждому, что мы верим во Хрис­та — Бога и человека, сошедшего на землю и отдавшего Свою жизнь за нас…

Поэтому, когда будете подходить ко кресту на прощанье се­годня — поклонитесь ему благоговейно, любовно, трепетно, но приложившись к нему, отдавая ему поцелуй веры и поцелуй любви, примите заповедь Господню: «Отвергнись себя! Возьми свой крест, и последуй за Мной — куда бы Я ни пошел…» Аминь.

Опубликовано: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа…» – М.: «Гранат», 2014.

Слушать аудиозапись: Воздвижение Креста Господня , смотреть видеозапись: нет