Митрополит Антоний Сурожский

Всех святых в земле Российской просиявших

28 июня 1992 г.
Тема: Святые и святость   Место: Лондонский приход   Период: 1991-1995   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Мы празднуем сегодня вместе с многострадальной трагической нашей родиной день всех святых в земле Российской просиявших. В тропаре этого дня сказано, что «яко плод красный», т. е. прекрасный, «Твоего сеяния земля Российская приносит Тебе всех святых своих». Слово Божие было как семя, брошенное в нашу землю, но какой ценой оно было брошено, какой ценой оно было принято и какой ценой оно принесло плод?

Слово Божие пришло нам с православного Востока, и с первого же мгновения, первые уверовавшие в Него своей кровью запечатлели свою веру — первые киевские мученики. А затем, по мере того, как вера наша покоряла сердца людей, создавала новые устои жизни и новые измерения культуры, русские люди, охваченные пламенем любви к Богу, благодарности ко Христу, состраданием к людям, уходили в далёкие края нашей Родины с тем, чтоб принести туда тот свет, который воссиял им, ту радость, которая заполнила их сердца, ту веру, которая создавала нового человека. И сколько из них жизнью и смертью засвидетельствовали свою благодарность Богу и свою радость о том, что Бог им даровал.

А затем проходили века, строилась новая жизнь на Руси. Если вчитаться в ранние страницы киевских летописей, то мы видим, что вера наша с самого начала выражалась не только глубоким благочестием молитвенным и богослужебным, личным и общественным, но также и строительством такого общества, которое было бы достойно Евангелия Христова. Благотворительность, милосердие, сострадание, отдание своей жизни для того, чтоб жили другие, характеризовали эти ранние года.

И не только мученики прославили Христа на нашей земле, но и страстотерпцы. Мученики — это те, которые умирали в страшных страданиях порой за веру, от которых требовали отречения от Христа их Спасителя, их Бога, их Наставника, и которые предпочитали умереть скорее, чем отречься от Того, Кому они отдали безраздельно свое сердце и свою жизнь. Страстотерпцы, как Борис и Глеб, — это те люди, которые скорее, чем поступиться той заповедью и той правдой жизни, которой научились, были готовы умереть. Никто от них не требовал отречения от веры, но ожидалось умаление интегральности, цельности, абсолютности этой веры, и на это они не шли, ради этого они умирали.

А дальше проходили века. Государственность и общественность российская становилась все самостоятельнее. В раннее время Церковь и народ, правитель и подданные были все учениками Христа. Пришло время, когда государственность и общество начали жить жизнью самостоятельной не только по правилам Евангелия, не только под водительством Спасителя, но и по стихиям мира сего. И тогда родился новый род святости у нас на Руси: святые юродивые, то есть люди, которые ужаснулись тому, что сейчас не верой стали жить их правители и современники, а разумом, но не умом Христовым, не разумом, просвещенным Духом Святым, а разумом земным, разумом падшего человека. И от этого разума они отказались. Они перед всеми людьми притворились безумными, чтобы обличить безумие человеческого разума, когда он встаёт в противоречие с Премудростью Божией. Из столетия в столетие такие люди восставали у нас на земле.

В девятнадцатом веке восстал новый тип, новый род юродивого — люди, которые оставались глубоко внутренне в своем уме и притворялись безумными ради других людей не только как свидетели Христа, но в деле милосердия. Мещанин некий в Москве в девятнадцатом веке, увидав отчаянную судьбу сумасшедших, которых приковывали как тюремных заключённых к стенам сумасшедших домов, решил стать их утешителем. Да, ему не разрешили ходить в эти дома сумасшедших и заботиться о них, и тогда он притворился сумасшедшим. И двадцать шесть лет он в цепях в течение всего дня бился и бился, притворяя себя сумасшедшим, чтоб его не изгнали из этого ада, а ночью он успокаивал, умирял своих сомучеников.

А что сказать о последних десятилетиях нашей веры на Руси? Сколько новомучеников засвидетельствовало, что им дороже правда Божия, чем человеческая ложь? Сколько мучеников отдало свою жизнь в свидетельство о том, что Бог землю нашу не оставил свои попечением, что есть свидетели. И сколько, сколько их!

А мы? А те из нас, которые оказались как бы выброшенными из российских просторов? Те из нас, которым не дано было быть свидетелями на русской земле веры православной? Что о нас сказать? Мы тоже были посланы, посланы в западный мир, посланы во все края земли для того, чтобы жизнью и словом явить православие миллионам людей, которые заблудились даже в своей вере христианской. Некоторые пронесли эту жизнь как подлинный подвиг — стали мучениками и страстотерпцами, а некоторые тихим светом сияли и продолжают сиять в полутьме теперешнего мира.

Как дивно, что Слово Божие было услышано миллионами людей нашей родной земли, было воспринято как поле воспринимает семя, взросло и дало плод, и что этот плод — человеческие тела, человеческие сердца и умы, человеческие воли и судьбы — не побоялись ни мук, ни тюрем, ни лагерей, ни пыток, ни одиночества, ни выброшенности из общества и остались верными Царству Божию, верными Тому, Кто так возлюбил мир, что Он Свою Жизнь отдал, чтоб каждый человек  — каждый из нас — мог поверить, что он Богу дорог, что перед глазами Божиими драгоценен, что Богом любим и мог в ответ на это ответить всей своей жизнью.

Да, русские святые, как плод прекрасный Божьего сеяния, сияют перед Богом, предстают перед Его престолом, молятся о земле Российской и о нас, в рассеянии сущих, и зовут нас войти в тот путь, которым они прошли, благодарность свою Богу выразить всей жизнью, всей смертью, если нужно, каждым словом нашим.

Как мы блаженны, что мы так богаты великодушными свидетелями, и какой пример нам дан! Последуем же ему, последуем этому примеру. Христос сказал: «Я вам дал пример, последуйте ему». Они последовали, а мы, неужели не последуем?

Дай нам Бог крепость, та сила Божия благодати, которая в немощи совершается, пусть делает для нас возможным силой Божией то, что невозможно доброй волей человеческой, ибо все возможно нам в укрепляющем Господе Иисусе Христе, как сказал апостол.

Аминь.

 

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: