митрополит Антоний Сурожский

Всенощная под праздник Трех Святителей

Москва, храм ап. Петра и Павла, что в Лефортово
11 февраля 1982 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Праздник святых, это день, когда мы радостным, ликующим сердцем говорим Богу: «Господи, спасибо, что они жили, спасибо, что они явили нам пример того, как можно жить, спасибо, что через столетия до нас дошло животворное их слово!».. «Спасибо вам, Святители Христовы, преподобные отцы, наставники наши, что вы так услышали глас Господень, так восприняли Его Евангелие, что стоите вы перед нами как образ подлинного, истинного христианского жития!»

В одной из своих проповедей святой Иоанн Златоуст говорит, что хорошо нам праздновать день святых, что справедливо им петь славу и благодарение наше, но что напрасны все наши молитвы, все наши песнопения, если этим кончается наше почитание святых. Святых надо почитать тем, чтобы следовать их примеру и учиться от них, как жить по Христу, как жить по Евангелию.

Святители, которых мы сегодня празднуем, воспеваем, о ко­торых так полно наше сердце благодарности и радости — три из великих столпов Православной Церкви. Они провозгласили, в див­ной красоте, в совершенной, бескомпромиссной истинности, уче­ние Евангелия, учение Христово, учение апостольское, учение православное. И первое, чему мы должны от них научиться — этой верности и этой любви к каждому слову, которое произнес Господь и Бог наш Иисус Христос. Истина, правда, вера в них вос­сияла.

Но можно быть изменником учению Христову жизнью, поступ­ками, тогда как мы всё еще продолжаем проповедовать и испове­довать чистое Православие. Мы исповедуем Бога Единого в Троице. По учению святого Григория Богослова, это значит исповедовать Бога любви; и если мы исповедуем Его устами, но если вся наша жизнь противоречит этому нашему исповеданию, если мы не живем любовью, если не возвещаем мы любовь в каждом слове, в каждом действии нашем, мы лжем, и мы изменяем Христу, потому что проповедь наша перед миром не должна быть проповедью сло­весной, а явлением славы и силы Божией, которая побеждает нас и нас делает подлинно детьми Божиими, Христовыми учениками. Поэтому хвалим, поклоняемся, радуемся мы об этих трех Святите­лях, которые не только сумели прозреть чистым сердцем тайны Божии, как сказано в Евангелии: «Блаженны чистые сердцем, — они Бога узрят;» но прозрев эти тайны, они сумели так жить, чтобы вся их вера стала бы жизнью, не словом, а поступком, образом жизни, а не только учением.

Мы исповедуем Христа, — Христа, Которого апостол Павел называет Агнцем Божиим, закланным до сложения мира; в Нем как бы сосредоточена крестная жертвенная Божия любовь. Когда Бог творил мир, Он знал, что мир от Него отпадет, Он знал, что мы будем все изменники Ему и, чтобы нас спасти, Сын Его Единородный, Слово Божие станет плотью, Сын Божий станет сыном человеческим, и что Он жизнью и смертью и сошествием во ад нас спасет. Если мы действительно верим в крестную любовь, в эту жертвенную любовь Божию, если мы хотим быть Его детьми, сыновьями, дочерьми, мы должны уподобиться жизнью нашей Христу: любовью, состраданием, жертвенностью, тем, что мы себя можем забыть до конца для блага, для спасения, для утешения нашего ближнего, кто бы он ни был, свой или чужой, друг или враг; потому что все, все без остатка, все без исключения сотворены Богом, и никто не создан в погибель.

Вот что значит следовать учению трех Святителей, исповедовать православную веру в ее полноте и чистоте, исповедовать Евангелие в его полноте и чистоте, но исповедание это вопло­тить во всю нашу жизнь; и если будет так, тогда свет Христов воссияет в нашей среде, тогда Царство Божие водворится в наши сердца, и этот свет воссияет перед всеми, и это Царство Божие как пожар охватит всех  вокруг нас. И тогда начнется новая жизнь не только в Церкви — потому что и в Церкви мы должны многому научиться, чтобы быть достойными нашего Спасителя Христа, — но и вокруг нас; потому что, когда люди, неведущие Христа, познают тайну этой любви, такой любви, такой чистоты, такой возвышенности ума, такой правды (сердечной), то они тоже уверуют, что единственный образ человека, достойный последования — Господь наш Иисус Христос, проповеданный Святителями, которых мы сегодня празднуем и в которых явлено, что и нам возможно то, что заповедовал нам Господь. Аминь.

«Проповеди, произнесенные в России». – М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2014.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет