митрополит Антоний Сурожский

Всенощная под Праздник Трех Святителей

11 февраля 1983 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Прежде чем сказать что-либо о сегодняшнем празднике Трех Святителей, я хочу передать вам низкий поклон и любовь православных людей, русских и нерусских, проживающих сейчас в Великобритании и Ирландии, где я совершаю свое служение. Любовь нас соединяет; и русских, и иностранцев окормляет та же самая мать, Русская Церковь и в ней мы едины, и в ней мы радуемся этому богоданному единству. Было время древнее, когда христиан во всем мире была горсточка, принадлежали они самым различным странам, говорили на самых раз­личных языках, были в общественном смысле очень различны и, порой чужды друг другу, но их соединяло одно: они все были учениками Христовыми, они все назывались Его именем, и для них, кто бы ни был Христов, христианин, был брат или сестра. Так сейчас происхо­дит во всем мире, так сейчас в Англии и в Ирландии. И вот все эти люди, которые Православная Русская Церковь соединила с нами здесь, шлют вам свою любовь и свой земной поклон.

— — —

Мы празднуем сегодня день Трех Святителей — Василия Вели­кого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Что такое Святи­тель? Как указывает самое слово, это тот, кто делает Богу посвя­щенным, святым то, что иначе от Него было отнято человеческим грехом; это тот, кому дано от Бога освящать и посвящать Богу то, что принадлежит Ему по праву. Вы, наверное, помните слова Хрис­товы: «Отдавайте кесарю то, что кесарю принадлежит, отдавайте Богу то, что принадлежит Богу…» Христос это сказал, когда Его спроси­ли, надо ли платить подать кесарю. И указывая на монетку, Он спросил: «Чей здесь изображен образ?» И ответ был: «Кесарев.» — «Отдавайте ему то, на что он положил свою печать …»

Но что же это значит о нас? Что значит отдавать Богу то, что принадлежит Богу?

Разве мы не знаем, что каждый из нас сотворен по образу Божию, что каждый из нас является иконой Спасителя? Мы несем на себе печать, мы — Христовы, на нас печать Спасителя, и совершая свое служение на земле, мы должны всё, что мы собой представляем, всю свою душу, весь свой ум, всё свое сердце, всю волю, и тело свое, и дела свои, отдавать Богу. Как монетка принадлежала кесарю по праву, потому что на ней был лик кесарев, так и каждый из нас принадлежит Богу по праву, потому что мы — образ Божий.

И вот Святители — и те, которых мы сегодня празднуем: Васи­лий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоустый, и множество других — были такие люди, которые могли вернуть Богу то, что было незаконно у Него украдено человеческим грехом. Меняли они жизнь людей своим обликом, меняли они жизнь людей своим словом, преображали они жизнь людей таинствами Церкви. Есть древнее при­словье о том, что никто не может отречься от всего на земле, если не увидит в глазах и на лице одного человека сияние вечной жизни. Святители Христовы были такими людьми; те, кто взирал на них, видели не только лицо, но лик, не только естественную дружбу, любовь, но любовь Божию, сострадание Господне, сияющее в их взо­ре, и видя это, они видели то, что принадлежит небу и вечности, и ради этого видения могли сказать, что земля для них уже не начало и не конец, а только преходящее мгновение, и они принадле­жат Царству Божию.

И об этом говорили Святители также и своим словом, которое жгло сердца, словом истины о человеке и истины о Боге, раскрывав­шей новые просторы понимания и чувств в людях. И могли они го­ворить с такой властью, с таким могуществом, потому что слово Божие сначала покорило их души, их сердца и умы, и всю их жизнь; и когда они говорили о правде Божией, они говорили о том, чего они сами дознались.

Святой Григорий Богослов назван Троическим богословом. Он говорил о Боге, как о Троице, такими словами, с такой глубиной и красотой, что непостижимое умом делалось достоянием человечес­кого опыта; он говорил о том, что он видел духовным взором, что он пережил в своей жизни, и поэтому его слова были убедительны, поэтому люди могли поверить его свидетельству. И каждый из нас призван так познать Бога, чтобы говорить о Нем не понаслышке, а из глубины собственного опыта, и говорить так, чтобы слушающие видели отблеск вечности во взоре и в лице говорящего.

Святой Василий Великий нам всем известен и своими молитвами, и Божественной литургией, которую он составил. Опытно, в самых глубинах своего бытия, он узнал, как молиться Богу, как Ему поклоняться достойно Его святости и Его любви.

А святой Иоанн Златоуст во всех поучениях своих наставлял, как жить по Евангелию, как жить по-Христову, как воплотить в каж­дое действие и во всю свою жизнь то, что открывается в молитве: Того Бога, в Которого мы верим и Которому поклоняемся.

Вот почему эти три Святителя так особенно драгоценны нам, и почему мы празднуем вместе праздник всех троих. Один говорил о тайнах Божества, другой учил нас молиться, третий учил нас жить. Конечно, каждый из них выполнял и всё остальное, но мы можем обратиться к каждому для особого его наставления. Поэтому будем молиться им, будем у них учиться, как жить, как молиться, и тогда и нам откроется познание Бога, Который есть Жизнь, Который есть Радость, Который есть Спасение и Любовь. Аминь.

Опубликовано: «Любовь всепобеждающая» Проповеди, произнесенные в России. СПб, 1994.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет