Кладбище — клад; хоронить — это значит хранить, словно некий клад, до срока… Покойник: это же покой, покой от земных трудов… Не смерть — а успение, сон…
Для верующего человека кладбище — не место, где закапывают трупы, а место, где ждут воскресения. Вот почему мы заботимся о красоте кладбищ, убираем могилы: здесь мама лежит; она ждет, когда мы встретимся вновь…
Для христианина смерть — не конец; это распахивающаяся дверь в вечность. Святой апостол Павел говорил об этом очень яркими словами: Для меня (говорит он) умереть — не значит совлечься временной жизни; это значит — облечься в вечность…
И вот почему для нас, верующих, умирание может быть тяжело; потому что тело и душа разлучаются, как два друга, которые должны уйти друг от друга для того, чтобы до конца исполнить свое призвание… Тело ляжет в землю, как зерно ложится в землю для того, чтобы принести плод. И придет время, когда, по слову Божию, наша телесность воскреснет. А в это время, пока тело лежит в глубоком покое, в отдыхе — в это время душа, разлучившись от тела, уносит в вечность всё, чем была полна земная жизнь; вносит в вечность всё, но не «куда-то», а к Престолу Божию, туда, где Господь. И тогда видит она всё новыми глазами, и переживает всё по-новому…
На похоронах мы стоим с зажженными свечами. С одной стороны, мы держим эти свечи так, как мы держим их в пасхальную ночь: мы провозглашаем воскресение Христово, провозглашаем, что в темноту, или в полусумерки, или в полные сумерки земли вошел тот Свет, Который не может погасить никакая темная сила.
Но с другой стороны, можно видеть в этих свечах наше свидетельство перед Богом: Господи — смотри! Эта свеча представляет собой для меня жизнь и личность того человека, которого мы сейчас хороним. Он прошел через жизнь и внес в нее свет. Свет любви: я бы здесь не стоял, если бы он не зажег этой любви в моем сердце; свет понимания: он открыл мне какие-то глубины жизни — опять-таки, через любовь, через всю многосложность и богатство своей жизни. И он был для меня примером; не во всем, конечно, у него были слабости, но кое в чем он для меня — образ того, чем я мог бы стать. И вот я стою перед Тобой, и говорю: Господи, смотри — этот человек был светом моей жизни: он не может погаснуть в Твоей вечности!..
Почему мы должны молиться за умерших? И молятся ли они за нас?
… И вот в этом контексте мы не только стоим безмолвно, держа свечи перед Богом, как самое живое свидетельство и нашей любви, и того, что человек не напрасно жил, но мы еще и молимся; что это значит? Конечно, это не значит: Господи, хоть человек этот был плох, но Ты его все-таки прости: будь к нему несправедлив, потому что я Тебя об этом прошу… Нет, речь идет здесь о другом. Мы молимся, говоря: Господи, как эта свеча — свидетельство о том, что этот человек не напрасно жил, так я стою перед Тобой и словом говорю Тебе: Господи, этот человек принёс свет, любовь, смысл в мою жизнь. И больше того: я теперь буду жить так, чтобы не посрамить его жизнь перед Тобой и перед людьми; я так проживу, чтобы его жизнь принесла богатый плод даже после того, как его на земле нет… И это является центром, силой нашей молитвы перед Господом.
Но знаете, есть место тоже в Ветхом Завете о том, что любовь, как смерть, крепка. А в Новом Завете мы видим, что Божественная любовь победила самую смерть воскресением. И вот если действительно смерть побеждена, если она поглощена победой жизни, то конечно те, которые уснули в Господе, стоят перед Ним со всей любовью, которая у них была на земле по отношению к нам. И я скажу больше того: с любовью очищенной, просветленной; потому что на земле столько недоразумений, столько недостатков в понимании взаимном; и тут — всё непонимание прошло; тут и они стали прозрачны для Бога, и мы для них в значительной мере стали прозрачны. Теперь они могут понять то, чего они на земле не могли понять, потому что мы как бы закрывали перед ними смысл наших поступков, нашей жизни или нашей личности.
И конечно, теперь они стоят перед Богом и говорят: Господи! Спаси его, спаси ее! Смотри, в какой он опасности! Смотри, чем она сейчас рискует! Защити, спаси, помоги! Если я могу так жалеть любимых на земле — неужели Ты не пожалеешь и не спасешь!?.
Вот эта взаимная любовь и взаимная молитва, как она мне представляется между живыми на земле и живыми в вечности.
«Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». В природе это очень ясно и просто; мы знаем, что бывает, — как сеятель ходит, сеет зерна, и ждет, чтобы из каждого зерна не только одно зерно родилось, но целый колос налился.
И так, мне кажется, бывает и в жизни. Если человек проживет и склонится к земле, отойдет в вечность, то он за собой оставляет память не в одном только сердце, не в одном только уме. Он оставляет память во всех, кто когда-либо его встречал, и его личность, таким образом, размножается на то число личностей, которым он принес какой-то завет жизни…
Памятники с кладбищ уносят, чтобы, разрезав, сделать облицовку станций метро… могилы срываются бульдозерами … на месте кладбищ парки, толкучий рынок, барахолка… могилы разрывают, рабочие разобрали черепа, чтобы сделать настольные лампы…. как достучаться до этих сердец
Я думаю, что неуважение к кладбищу и то отношение, которое мы встречаем и на Западе, и в России к кладбищам, которые «занимают место», которое, как людям кажется, могло бы быть лучше употреблено, происходит от разных причин. Во-первых, когда люди думают о кладбище, они думают о могилах чужих людей, о людях, до которых никакого дела нет: не всё ли равно?.. И поэтому если эту могилу раскопают, то это значения особенного для него не имеет. И люди очень бедны воображением и не думают о том, что, может быть, есть другой человек, вот — который стоит рядом с ними! — для которого эта могила — святыня; я говорю даже не в религиозном каком-то отношении, а — место очень дорогое… Знаете, когда мой отец умер, у нас не было денег, чтобы купить постоянную могилу; мы купили могилу на короткий срок. И потом, когда надо было переносить его останки, я должен был присутствовать при том, как эту могилу раскопали и как остающиеся кости собирали в маленький гробик. И тогда меня поразила одна вещь: ничего не оставалось кроме костей; но когда я посмотрел на череп моего отца — это был он, я мог бы его узнать по черепу.
И вот, если бы люди себе представляли, что их мать лежит, их отец лежит, брат, сестра, друг знакомый; а если не их собственный любимый человек, ими любимый человек, дорогой им человек, то что этот человек дорог кому-то другому, и что нельзя ранить другого человека в самом глубоком его чувстве. Так же как нельзя — но это требует большого воображения и чуткости, которых сейчас очень мало бывает у людей, — так же как нельзя унизить, осквернить невесту, дочь, жену, мать любимого человека. Потому что тело человеческое является собой как бы святыней: это весь человек, в каком-то смысле, потому что всё, чем живет человек, приходит к нему через зрение, через слух, через обоняние, через живой контакт, через объятия любви, через удары жестокости! Наше тело не является просто случайной оболочкой нашей души или, для неверующего, содержащим нашей психики; наше тело это мы в самом сильном смысле этого слова.
Я это очень сильно пережил, когда я впервые в больнице начал работать, и когда я вдруг увидел, что человек врачу разрешает на него смотреть, прикасаться к его телу. Сколько же — подумалось мне, — нужно доверия, веры в целомудрие и чистоту этого врача, чтобы позволить ему взором обегать это тело, которое является тайной моей жизни; трогать это тело, которое никто никогда не трогал, кроме матери, когда я был ребенком, либо мужа или жены в объятиях любви.
И вот если бы люди думали немножко более внимательно, более осторожно в этом порядке, они, вероятно, понимали бы, что могила — не просто склад костей умерших. Что могила — это место, где лежат останки, которые настолько являются тем человеком, который когда-то жил и который был дорог кому-то, что нельзя относиться к этим останкам, будто это вещество, которое можно выбросить.
/30-е годы… пантеон… рассказ Максимова… перезахоронение Блока… кто был прав… надо ли было перезахоранивать…/
Видите, когда переносят останки с места на место, или когда просто, по обстоятельствам жизни, от останков не остается ничего: бомба может упасть, пожар может случиться, без всякой злой человеческой воли, — мне кажется, что все-таки можно подойти к этому различно. С одной стороны, можно сказать, что место, где лежало это тело, для любящего этого человека каким-то образом остается дорого, свято. Мне кажется, что, например, все события истории, которые случаются на каком-нибудь месте, — отлагаются; есть места, которые страшны; подойдешь к такому месту, не зная ничего о нем, и вдруг делается жутко. Я помню, как раз, юношей, я с группой других мальчиков ходил по горам; был август месяц, блистательное солнце, тепло, и, проходя мимо одного определенного камня, нас всех обдал ужас и ледяной страх, мы физически обледенели. И позже мы узнали, что на этом месте был убит человек. У меня нет объяснения. Я только говорю о том, что это бывает, что есть места, которые как бы осквернены, никогда не были очищены, освящены, и в которых лежит ужас. Так же как есть другие места, которые освящены чьей-нибудь жизнью, и где мы можем почувствовать или обрести какой-то внутренний покой.
Поэтому если могила пропала, то это место, может быть, и останется местом, куда можно пойти и сказать: Ты здесь лежал — и каким-то образом эта земля с тобой сроднилась… Можно также — и это тоже восприятие, мне кажется, допустимое — сказать: Ты сейчас упокоился в Боге; только поскольку я сам буду углубляться в Божие присутствие молитвой, внутренним углублением — только в такую меру я могу быть с тобой; а где твои останки, которых мне не сыскать — не важно! То, что осталось, важнее того, что пропало…
И в каком-то отношении это относится даже к мощам святых: да, пропали мощи Серафима Саровского — а место его подвига остается освященным его подвигом. И если никогда мы их не найдем — всё равно, место это освящено. И есть люди, которым это особенно близко, а другим людям — нет. Я должен, может быть, к своему стыду сказать, что я молился годами в храме святого Сергия Радонежского с таким же живым чувством, как когда я подошел к его мощам, мощи в каком-то смысле ничего не «прибавили» к тому, что я тогда когда-то переживал из года в год. Это совсем не значит, будто я кощунственно отношусь к мощам; это значит, что где-то есть встреча, которая может стать особенно радостной, как между двумя людьми может быть такая любовь, которая даже во встрече не нуждается, — а когда бывает встреча, она вдруг вспыхивает каким-то ликованием… Я не думаю, что могу сказать, что бы то ни было более осмысленное об этом…
Записывала Валентина Ивановна Матвеева.