Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Меня часто спрашивают: как нам читать Евангелие, чтобы оно достигало не только до ума, но и до сердца, и так, чтобы оно не стояло всегда перед нашим мысленным взором как осуждение, когда каждое действие Христово, каждое слово Христово, каждая Его заповедь осуждают нас, что мы не такие люди, которые поступают, как Он, думают и чувствуют, как Он, или выполняют то, что Он заповедал нам?..
Из страха, из обескураженности мы ничего не достигнем. Мы должны читать Евангелие так, как если бы Господь Иисус Христос пришел к нам как самый близкий друг. То есть как кто-то, кто заботится о нас больше всех других, кто не только вообще желает нам добра, но готов сделать всё, именно всё для нас, что возможно не только по-человечески, но и по-Божьи. По человечеству мы знаем, что Христос отдал за нас Свою жизнь и Свою смерть; как Бог Он открывает нам врата вечности: Я есмь дверь, кто войдет Мною, войдет в жизнь вечную.
И так, первое, что мы должны сделать, когда приближаемся к Евангелию, это взять его с благоговением, с чувством, что мы держим не только книгу, и что мы будем читать не просто слова, но что эта книга и эти слова, которые мы читаем, это СЛОВО, Бог говорящий, говорящий через действие, говорящий человеческими словами. И очень важно, что человеческие слова являются для этого средством, потому что мы не можем проникнуть в таинственный ум Божий. Не сказал ли Бог через Исайю пророка: Мысли Мои выше мыслей ваших, и пути Мои выше путей ваших? Но во Христе Бог обращается к нам на человеческом языке. И затем мы должны прислушиваться к тому, что Он говорит, и вглядываться в то, что Он творит, всматриваясь во все ситуации, которые описаны в том или другом евангельском отрывке, с благоговением, с интересом, с трепетом, потому что это Он говорит нам, Его мы видим движущимся, действующим, спасающим. И мы должны постараться и найти свое место в толпе, Его окружающей, слушать, как если бы мы действительно присутствовали, когда Он произносил эти слова, слушать, как если бы мы стояли в толпе, когда Он целил, спасал, звал к покаянию людей, пришедших к Нему. И слушать, будто слова, которые Он произносил, как говорит в Евангелии апостол Петр, есть слова жизни, не слова смерти. Слова, способные пробудить в нас всё, что есть живого, и по-человечески и по вечности, по-Божьему. Слова жизни, а не слова смерти в том смысле, что они должны привести нас к жизни, а не осудить нас даже прежде нашей смерти.
И это очень важно, потому что из страха, из чувства осужденности мы никогда ничего не достигнем. И так, прочтем Евангелие, выбирая все те отрывки, которые доходят до нас, — не те отрывки, которые проходят мимо; отрывки, которые бьют нас в сердце или, словами Эммаусских путников, заставляют гореть наши сердца, когда Он говорит нам. Будем читать эти отрывки, которые, воспламенив наши сердца, могут также привести — или приводят — к жизни наш ум, подвигают нашу волю, побуждают нас к новой жизни.
И вспомните — или поймите впервые — что эти отрывки показывают нам, что в этом Бог и мы — и это может быть что-то очень малое — едины умом, едины сердцем, что мы коснулись чего-то, в чем мы уже, пусть потенциально, подобны Богу. Это — откровение Божие нам: обнаружить, что Он подобен нам, а мы — Ему. Это тоже откровение о нас самих: в этой точке Бог и я — родные, мы подобны; это уже отблеск Божественного образа, который я могу уловить в себе; и, обнаружив это, мы можем прибавить: Дай мне быть верным этому, потому что сохранив верность этому, я буду также верен себе как я верен Богу.
И если мы храним, как сокровище, как священное сокровище эти отблески нашего самого дивного божественного «я» и дивного человеческого «Я» Бога, тогда мы можем идти вперед с радостью, с вдохновением; мы можем идти вперед к тому, чтобы стать тем, что мы на самом деле есть. Конечно, на этом пути мы будем чувствовать внутреннее сопротивление, мы не всегда будем хотеть быть тем лучшим, чем мы можем быть; и на это нам ответят другие евангельские отрывки: берегись, если ты склонишься на то или другое искушение, если ты последуешь иному течению жизни, мысли — ты разрушаешь себя… Потому что заповеди Христа — не приказы, которые Он нам дает, не муштровка. Заповеди Христа — да, действительно, в форме заповедей есть описание того, что мы должны чувствовать, желать и быть, если мы подлинно становимся людьми, достойными человеческой природы и нашего человеческого призвания, которое состоит в том, чтобы стать подобными Христу и участниками Его Божественной природы.
И если мы это сделаем, если мы начнем вглядываться и искать всего, что в нас есть красоты, что уже образ Божий в нас, раскрывающийся, как солнечный свет всходит на заре — это может и еще не быть яркий полуденный свет, но это всегда — свет, может быть, за горизонтом, но свет! — тогда мы найдем вдохновение и мужество встать лицом к лицу с потемками и тьмой в нас: но творчески, с тем, что чтобы строить, а не с тем, чтобы разрушать. Зло не разрушают, не уничтожают; но строят добро, так же как мрак не рассеивается иначе, как внесением в него света.
Попробуем, поэтому, в будущем читать Евангелие, слушать его с благоговением, с радостью: Бог пришел ко мне. Он говорит мне лично; Он открывает мне красоту, которая есть во мне, и предостерегает меня, что может убить эту красоту; но Он на моей стороне. Он мой друг, мой брат по человечеству, и также мой Бог и мой Спаситель. Аминь.
Опубликовано: «Наблюдайте, как вы слушаете…» — М.: Фонд содействия образованию XXI века, 2004. (Библиотека журнала «Альфа и Омега»); Труды. Т.2. — М.: Практика, 2007; «О жизни христианской»; «Альфа и Омега», 1994, № 2.