митрополит Антоний Сурожский

Пасха

7 апреля 1991 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Три события переплелись сегодня дивным образом. Мы празднуем Благовещение, мы ликуем в день Пасхи Христовой, и мы вспоминаем с трепетом, что в 1925 году в этот день скончался Патриарх Москов­ский и всея Руси Тихон, причисленный к лику святых всего два года тому назад. Эти три события между собой для нас (для всего мира, но для России, может быть, особенно) связаны друг с другом.

Патриарх Тихон был избран на патриарший престол на грани са­мых страшных событий, которые когда-либо коснулись Русской земли: при начале революции. Человек старого времени, он прозорливо, с глубиной святости прозрел пути Господни. Он не восстал, — и он не покорился. Он стал во весь рост во имя Христово, и перед лицом того ужаса, который тогда творился, бесстрашно произнес свое святительское слово, призывая к покаянию тех, кто насилием, жестокостью притеснял и разрушал чужую жизнь, нераскаянных же от­лучал от Церкви. Глубоко вгляделся он в тайны Божии, в пути Гос­подни на земле, и твердой рукой провел Церковь через первые страш­ные дни революции. Но оком своим зрячим он знал, что готовится нечто еще более страшное. И на смертном одре почти последние его слова были: «Тьма, глубокая, беспросветная тьма!..» И эта тьма легла на Россию больше чем на 70 лет. Только теперь начинает она немного просветляться. Тогда, в те страшные дни, по слову Еван­гелия, свет Христов сиял и во тьме (Ин.1,5). Сонмы мучеников, сон­мы свидетелей Христа, сонмы людей, которые возлюбили и Бога, и ближнего своего больше своей жизни, жили и умирали. И теперь мы с благоговением их вспоминаем.

Но какое место занимает в этом контексте Благовещение? Какое место, занимает Пасха, которую мы празднуем? Благовещение — это слово от Бога, возвещающее нам, что мир, который осиротел, поте­рял Бога, который, порой, Его отверг, этот мир, который тоской искал свой путь, был взыскан Самим Господом нашим. Бог стал чело­веком. Не иносказательно, а реально вся полнота Божества обитала телесно в Нем (Кол.2,9). Бог стал как бы частью нашего мира. Бог стал человеком, и через это всё ожидаемое нами уже свершилось. Бог и человек соединились раз и навсегда. Конец уже пришел, — и, однако, должен раскрыться в жизни каждого человека. И вот Благове­щение нам говорит о том, что в ответ на тоску всея земли Бог ответил Своим приходом. Но земля должна была тосковать, должна была Его звать, должна была молить о том, чтобы разрешилось ее сиротство. И в некий день родилась на земле Дева, Пречистая Богородица, Которая Своим смирением, Своей открытостью Богу, Своей  непоколебимой верой, силой Своего духа так могла призвать Бога и умом, и сердцем, и всем существом Своим,  и как бы всей плотью Своей, что Бог стал плотью на земле, воплотился. Но какой подвиг понесла земля — тоской, страданием, горем, оставленностью, как она взывала о том, чтобы разрешился этот ужас!..

Так взывала и Русь святая, окованная в течение больше семи­десяти лет: взывала о приходе Господнем, взывала о том, чтобы свет воссиял, чтобы Христос получил право жить на нашей земле, а Его слово — греметь на наших просторах. И это начинается. Откры­ваются храмы, проповедуется слово Божие. Но каким подвигом земля Русская выстрадала этот дар Божий! И когда мы говорим сегодня о Воскресении Христовом, мы должны помнить, что перед Воскресением прошли семь дней страстей, наподобие которым Русь прошла через семь десятилетий. Воскрес Христос; и мы можем верить, что раз Он воскрес, раз принес Он вечную, победоносную жизнь на землю, то и на Русь вернется жизнь, восторжествует жизнь. Уже ощутимо и слышно, будто ледоход, ликует жизнь. Сегодня мы празднуем Воскре­сение Христово как праздник надежды уже исполнившейся, но кото­рой мы должны приобщиться, которой мы должны открыться, в меру которой мы должны вырасти. Вдохновленные ею, мы должны, может быть, и жизнь положить, чтобы другие увидели свет Воскресения во всей славе на нашей земле.

И то, что я говорю о нашей Русской земле, можно сказать о всем мире. Он лежит во тьме, лежит в страдании, в скорби, в иска­нии, в  тоске. Мир потерял своей путь и ищет его с отчаянием порой, среди жестокости, вероломства, неправды. Миру требуется сейчас то, что привело Христа в нашу среду: открытость, крик к Богу, тоска по Нему. И вместе с этим, нужна наша готовность всю свою жизнь, всего себя отдать Ему на служение и войти, если нужно (и всегда это нужно), в страшную седмицу страстей Гос­подних, чтобы жизнью и смертью заслужить не себе только, но и всему миру Пасху Господню, воскресение новой жизни, торжество правды, торжество истины, торжество любви. Аминь!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Опубликовано: «Московские ведомости». 1992. № 10-11.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет