Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В сегодняшнем Послании мы слышим слова, которые должны бы дойти очень глубоко до нашего сознания: “Разве разделился Христос?” Разве мы — ученики того или другого наставника? Спаситель нам сказал: Нет у вас Отца кроме небесного, нет у вас Учителя, кроме Меня.
И вот в мире, в котором мы живем, мы должны [относиться к этим словам] особенно [внимательно]. Разве разделился Христос? Мы разделены на различные вероисповедания; но на какой-то глубине мы едины, постольку, поскольку мы веруем во Христа, но только при условии, что вера наша не в словах заключается, а во всей нашей жизни, что не только мы устами исповедуем Бога, но что мы исповедуем каждую минуту нашими поступками.
Мы поем на каждой литургии Символ Веры; положено его читать каждое утро верующему православному христианину. Но о чем же говорит этот Символ веры? Он говорит только о том, что Бог наш есть Бог любви, и любви крестной, любви жертвенной. Бог создал мир не для того, чтобы над ним властвовать, Он его создал как дар любви, и дар, который Он предлагает миру, Себя Самого и Божественную жизнь, потому что мы все призваны стать причастниками жизни Божественной.
И когда человек пал, Бог стал человеком, разделил с нами не только тварность нашу, но все страшные, трагические условия мира после грехопадения, мира изуродованного человеческим грехом, человеческой жадностью, ненавистью, всем тем, что нас делает недостойными нашего человеческого звания и звания сынов Божиих по призванию. И Дух Святой сошел на нас, грешных, неочищенных, не обновленных для того, чтобы в нас быть силой жизни, вечности /пропуск/ и опять-таки этой крестной [любви].
Поэтому, когда мы произносим Символ веры, если мы не примирились со своим Богом, со своей совестью, со своими любимыми, с окружающим нас миром, мы лжем; мы не провозглашаем веры нашей, а только веру тех, которые были достойны крестной смерти и жизни Божией. И поэтому мы должны задумываться над тем, что значат эти слова: Разве разделился Христос? — Нет, Он не разделился; Он неизменно Тот же Спаситель распятый и носящий до конца времен язвы гвоздей на руках и на ногах Своих пока мир весь не освятился, пока [не явлены] чада Божии, пока м ы не стали Божиими детьми.
Страшный образ этого мы видим в Божественной литургии, когда священник приготавливает Агнца, от Которого каждый из нас будет причащаться; он его надрезает крестообразно и говорит «Жрется Агнец Божий; раздробляемый, но не разделяемый; всегда едомый и никогда же не иждиваемый”.
Да, это образ Церкви Христовой, которая крестно, мучительно разделена в себе самой, и, однако, которая является единственным, чудесным телом Христовым. Да, ложные учения; да — непонимание; да — жизнь, недостойная нашего призвания делает нас причастниками, участниками этого распятия Христова; а Христос остается целым, остается тем же нашим Спасителем.
Поэтому мы должны относиться к с в о е й ответственности, если мы только притязаем на имя православных христиан, то есть людей, провозглашающих и о п ы т н о знающих истину о Боге, истину о жизни, истину о мире, но, вместе с этим, живущих согласно с этим нашим познанием. Если мы не живем этим познанием, то наши слова обращаются против нас, потому что Христос сказал: От слов своих оправдишься, но и от слов своих осудишься.
Поэтому нам надо относиться ко всем, которые лишены Православия, полноты ведения и о Боге и о путях Его, и о Церкви, и о мире, и о жизни, и которые, однако, больше нас порой, с большей верностью, с большей цельностью остаются верными Евангельскому учению, являются как бы воплощением слова Божия, каким мы часто не являемся несмотря на то, что нам дано столько знать.
Будем поэтому, с одной стороны, осторожно, строго относиться к нашей вере, относиться к тому, что мы провозглашаем, потому что каждое слово наше есть ответственное слово, мы за него ответим перед Богом, что столько знаем и так мало творим; и, с другой стороны, будем вглядываться в жизнь окружающих нас людей, которые отпали от Православия, но вместе с этим порой живут более полной жизнью во Христе, чем мы, потому что они порой живут изо всех сил, тогда как мы живем только слегка. Запомним эти слова [апостола Павла] и будем достойны Того Христа, Который на Себя взял крест за спасение не только нас, но всего мира, обновление всей твари, ведущее нас к тому времени, когда, по слову апостола Павла, Бог будет всем во всех.
Аминь.