Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы сегодня лишний раз слышали слово о прощении. Я напрасно употребил выражение «лишний»: это слово о прощении надо употреблять постоянно, мысль о нем надо иметь постоянно при себе.
Почему так часто Евангелие нам напоминает о том, что если мы не простим, то нам не будет прощено, что какой мерой мы мерим, такой мерой измерится и нам? Почему нам говорит Христос через апостола Петра: Нужно ли прощать семь раз? — Нет! Семьдесят раз седмерицею… Мне кажется, по двум причинам.
Прежде всего, потому что пока в нас есть не прощенные обиды, пока в нас есть смущение, пока мы отворачиваемся от другого человека, не хотим даже знать, что он существует, или хуже: хотели бы, чтобы его и не было вовсе — в нашей душе не может быть покоя; наша душа в тревоге; как будто рябь бежит по поверхности воды, делая для нас невозможным заглянуть в глубь. А в глубине — Царство Божие; а в глубине — образ Божий, который мы не можем в себе увидеть, и не можем увидеть через мутные воды ту глубину, к которой мы устремлены.
Поэтому пока в нас есть непрощенность, пока мы на кого бы то ни было еще имеем обиду, пока мы не примирились самым глубинным образом (ведь Христос говорит о том, чтобы мы от сердца примирились, не формально, а от сердца) — до того времени в нас будет пребывать то смущение, та тревога, то отсутствие покоя, которые не дают нам видеть Бога. Чистота сердца и непрощение обид несовместимы.
Но есть и другой аспект в этом. Бог так возлюбил каждую из Своих. тварей, — не весь мир оптом, но каждую тварь в отдельности, каждого человека в отдельности — что Он за каждого из нас отдал Свою жизнь: жил и умер. Как же мы можем сказать Богу: Ты умирал за того, за другого, а я его ненавижу; Ты умирал, потому что Ты его любишь, я хочу быть Твоим другом, но при одном условии: что этого человека не будет, что я буду от него отгорожен, защищен…
Разве так бывает в человеческих дружбах? Если у нас друг есть закадычный, близкий друг, и кто-то его ненавидит — может ли этот ненавидящий быть нашим другом? Не может! Мы можем добиваться добрых отношений, но до глубины эти отношения не могут дойти.
И вот подумаем: каково наше отношение к тем людям, которые нас окружают, к тем людям, которые принадлежат нашему прошлому? Нам часто может казаться, что мы примирились со многими или со всеми; а если вдуматься — нет! Не примирились! Только на время забыли этого человека, и потому можем спокойно жить, что его в нашем сознании больше нет!..
Не так Царство Божие строится; не такие отношения должны быть между людьми. В Молитве Господней «Отче наш» мы говорим: «Прости, как мы прощаем»; разве мы не говорим этим, что я согласен остаться непрощенным?!
Подумайте! Подумайте, потому что нельзя быть заодно с Богом и врозь от нашего ближнего. Этого нельзя вообразить, потому что Бог любит нас равно, но Он не может нас заставить друг друга любить. Подумайте: хотите вы с Богом быть? Хотите ли вы, хотим ли мы все быть едиными с Ним?.. Тогда мы должны друг ко другу относиться так, как Он, Свою жизнь отдавший для тех, которые были грешниками, которые отвернулись от Него, которые ненавидели Его: Прости им, Отче, они не знают, что творят!.. Разве эти слова не говорят нам о том, как мы должны переносить свои мелкие ссоры, и стать людьми Христовыми?! Аминь.