Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына
5 декабря 2017г.  в 19:00
Семинар по наследию митрополита Антония Сурожского

Семья, супружество, интимность

Вмдеозапись семинара можно посмотреть здесь

Докладчик: Протоиерей Алексей Уминский — настоятель храма Святой Троицы в Хохлах.

Когда мы читаем у апостола Павла о том, что такое Церковь, то с удивлением обнаруживаем, что определение Церкви дается в телесных терминах. В Послании к Ефесянам говорится, что двое должны стать одной плотью, и тут же апостол добавляет: «Тайна эта велика, говорю же я применительно ко Христу и Церкви». Каким образом соотносятся телесность наша, телесность Христа и телесность Церкви?

Образ Божий в человеке запечатлен в духе, душе и теле. Священное Писание использует образ плотского соединения мужчины и женщины, говоря о вере человека в Бога. Как в этой связи мы воспринимаем слова апостола Павла о том, что мы — храм Божий?

Текст для обсуждения: «Роль тела в духовной жизни» (Митрополит Сурожский Антоний, Труды. Т.2.М.: Практика, 2007. С. 658-664

Видеозапись семинара по ссылке 

×
О семинаре
«Брак - исполнение любви»

Семинар по осмыслению наследия владыки Антония Сурожского на тему «Семья, супружество, интимность. Телесность Церкви, телесность семьи» прошел во вторник 5 декабря 2017 в Доме русского зарубежья им. А.И.Солженицына.

Организаторы: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и Дом русского зарубежья им. А.И.Солженицына.

Ведущим семинара был протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах.

Гостей на семинар в Дом русского зарубежья пришло много. Настолько много, что некоторым слушателям пришлось сидеть за пределами лекционного зала — перед полуоткрытыми дверями, на стульях, принесенными из кафетерия.

Заявленная тема — семья, супружество, интимность в контексте христианской жизни, очевидным образом, взволновала многих, как одна из самых живых и в то же время как будто бы одна из самых табуированных в христианских кругах. «Греховная какая-то тема», — может заявить обыденное, неглубокое сознание.

Прот. Алексий Уминский, ведший семинар, построил свои размышления в свободной, творческой манере; отринув жесткую структуру, он выстроил семинар, скорее как беседу, приглашающую к совместному размышлению всех присутствующих. Материал по теме был дан им в предельно концентрированном виде.

Вопрос, с которого начинает семинар о.Алексий, состоит в том, как мы воспринимаем слова, что “Церковь есть тело Христово? (Ефс.1:22-23) «Мы все привыкли к этим словам, но воспринимаем их как-то отстраненно, как некий символ, — говорит прот. Алексий и продолжает, — однако апостольское предание многое мыслит в категориях тела». Что может в нашем представлении измениться, если мы попытаемся многомерно взглянуть на смысл тела в жизни христианина? В каком новом измерении могут открыться нам природа брака, Церкви, природа человека? Очень живой семинар о.Алексия на очень живую тему. Через богословие брака о.Алексий фактически показал присутствовавшим как правильное понимание христианского брака может обогатить наше пониманием Церкви, природы человека, семьи как малой Церкви.

«Как мы понимаем смысл брака?» — задает следующий вопрос о.Алексий. Бытует мнение, что христианский брак задуман как чадородие. «О настоящей христианской семье говорится в категориях многодетности, но, да, чадородие — природа брака, однако замысел брака – «в исполнение любви», — говорит прот. Алексий, и далее продолжает: «Интимность супружеских отношений — это про умножение любви, а не особей».

Правильное понимание соития изменяет взгляд на целомудрие, так как есть заблуждение, что физическое общение мужа и жены — греховно. «Супружеское соитие — это одна из великих тайн, в которой двое становятся единым существом», — говорит прот. Алексий. В чем фактически цитирует и продолжает мысль митрополита Антония Сурожского на ту же тему — об отношениях внутри христианского брака (см. митрополит Антоний Сурожский «Уроки Ветхого Завета»). Кто-то скажет, что это уступка грешной плоти ради рождения детей, однако «это не уступка грешному естеству, а великий дар, и как все, что дано для созидания великого, он не может использоваться не по назначению, потому что тогда он страшнейшим образом человека разрушает. И только в этом контексте целомудрие имеет смысл. Если смотреть на соитие мужа и жены как на уступку грешной плоти ради рождения детей, то над такой семьей повисает чувство вины, рождается охлаждение и фактически разрыв двоих, призванных быть «одной плотью». Однако Церковь — это о том, что мы нуждаемся друг в друге».

Церковь — это тоже форма соития, только совершенно иного. Соития, когда мы становимся единым телом со Христом, когда мы и Он буквально друг в друга проникаем…В данном контексте размышлений о.Алексий цитирует одну из заповедей любви: “«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь». (Мф. 22:37-4). Что означает «все крепостью»? Крепостью — это означает всей плотью твоей. Богопознание — это тоже пронзание, полнота познания, когда уже невозможно отделиться друг от друга, когда мы становимся предельно родными. «Церковь — это таинство родства».

Когда семинар закончился, к прот. Алексию выстроилась очередь желающих задать вопросы. Да и до этого из зала много спрашивали. Что интересно, на какие-то вопросы прот. Алексий честно отвечал: «Я не знаю ответ». Не на все вопросы есть ответы, а какие-то ответы нужно искать самостоятельно, живя в Боге. «Мы не ищем своего места в Церкви», — говорит прот. Алексий. Скорее всего, он говорит о том, что нашему сознанию хочется готовых ответов, лайфхаков по достижению Царствия Небесного, но жизнь во Христе — это бесконечное сотворчество и богопознание, каждому из нас дано найти себя внутри Церкви.

Автор — Александра Базулина