Настало Рождество Христово! Детский праздник! Стоят ёлки, горят свечи, ликуют дети, получая подарки, и родители и друзья радуются на детскую радость. В домах тепло, уютно, семьи сплочены, может быть, как редко бывает в течение трудового года… И все умиленно глядят на икону Праздника — в глубь пещеры, где почивает новорожденный Младенец-Христос, разделяя радость Девы Богородицы, Иосифа Обручника, и дивятся счастью вола и осла, сподобившихся своим теплом согревать Бога, ставшего человеком ради спасения мира.
И никто, никто не вспоминает то первое «Рождество Христово» — трагическое и позорное для его участников с точки зрения посторонних: была ночь, морозная, пустынная ночь. После долгого пути, истомленные Странники добрели до Вифлеема, где по пророчеству должен был родиться Спаситель мира, ожидаемый Израилем Мессия. Настала пора Матери Божией родить Сына Своего. Искали Странники приюта, крова, тепла, огня, света. Стучались в одну дверь после другой. Верно, приоткрывались эти двери, но и захлопывались бесчувственно, беспощадно одна за другой. В каждом доме была собрана семья. Им было тепло, хорошо быть вместе, без чужих. Не было охоты разделить с незнакомцами уют замкнутой радости, поделиться едой. Закрыты были сердца людей, и закрыты двери их домов. Какое им было дело до неведомых Странников, да еще до беременной Женщины, которая вот-вот родит Младенца и нарушит тишину и покой этой ночи…
Этого всего и мы не вспоминаем и остаемся бесчувственными к крику всей измученной земли; ведь нет уголка, нет страны, города, деревни, улицы, где не голодают люди. Сколько бездомных, нагих, голодных, изгнанников, брошенных — и взрослых и детей, сколько народа томится в больницах и тюрьмах, сколько дрожат от холода или замерзают в одиночестве и отчаянии; а Христос, в притче об овцах и козлищах, нам ясно говорит: «Если вы не были достойны имени человека, если вы были бесчеловечны, то нет вам пути в Царство Божие».
Вспомним же о тех, кто всеми забыт, не чувством одним безответственной симпатии, а творчески, активно; откроем сердца и двери свои всякому, у кого нет больше надежды на милость, состраданье, братство людское! Перечтем эту притчу Христову и выполним, хоть в эти священные дни, Его мольбу, Его заповедь! Станем с Ним едины: ведь Он пришел принести мир на землю, любовь. Бог стал человеком для того, чтобы глубинно изменился мир! Чтобы погасла вражда, чтобы не стало хоть в нашей, верующей среде — зависти, бесчувствия.
Рождество Христово — это начало Его крестного пути: Агнец Божий, закланный до создания мира, приходит в этот мир Свою Жизнь отдавать за Свою тварь. И в яслях Вифлеемских мы воочию видим Любовь: как младенец она беззащитна, как Он, она отдается с надеждой и доверием, как Он, она ранима… На древней иконе греческого письма, вместо яслей изображен Алтарь, Жертвенник, на котором возлежит Младенец Христос.
Но в Рождестве Христовом мы прозреваем и дивную встречу Бога с человеком: святой Максим Исповедник пишет, что Воплощение Слова Божия было бы так же невозможно без смиренного, доверчивого согласия Божией Матери, как и без соизволения Небесного нашего Отца и Единородного Его Сына. Один древний писатель так описывает Предвечный Совет: «И сказал Отец: Сын Мой, создадим мир и человека! — И ответил Сын: Да, Отче! — И продолжил Отец: Но человек потеряет путь свой, и Ты должен будешь стать человеком, чтобы его спасти и умереть за него. — И ответил Сын: Да будет так, Отче!.. И создан был мир»…
И если это все так, то нет в наших сердцах места для ненависти, убийства, отчужденности! Начнем же со Христом наш крестный путь для спасения мира: никто большей любви не имеет как тот, кто жизнь свою готов положить за ближнего своего, а ближний — это каждый человек, который нуждается в чем бы то ни было — в нашей простой, но Христовой человечности.
И только вступив сегодня на путь Христов, сможем мы в Пасхальную ночь правдиво со всей небесной Церковью Ангелов и Святых воспеть «Воскресения день, и просветимся Торжеством, и друг друга обымем, рцем «братия» и друг другу вся простим Воскресением». И исполнены будут Ангельские слова «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение».
Аминь.
Опубликовано: Соборный листок № 281, февраль 1995
«Русская Мысль», 22 декабря 1994 — 4 января 1995