Во всех церковных праздниках есть трагическая сторона, и есть славная, светящаяся. Об этом мне хочется сказать по поводу праздника Рождества Христова, который сейчас настал и наполняет нашу душу глубоким умилением и торжествующим восторгом.
Теневая, вернее, трагическая сторона заключается вот в чем. Сейчас мы всегда думаем о Рождестве Христовом как о детском празднике, о светлой, радостной встрече. Но вспомните, что случилось в ту ночь, когда Спаситель Христос родился в Вифлееме. Божия Матерь, Обручник Иосиф и ожидаемый Младенец шли по холодной дороге, во тьме. Они были одиноки в совершенно неизвестном им месте, в деревне, которой они не знали. Божия Матерь должна была родить Своего Ребенка, Первенца. Они стучались в одну дверь после другой, и ни одна дверь не распахнулась для них. И так прошли они через всю деревню, пока не нашли пещеру, где были ясли и двое животных. Вот первое Рождество Христово, первый праздник: отверженность Сына Божия, Который становился теперь сыном человеческим. Это должно нас чему-то научить. В эти дни, как никогда, нам надо относиться к прохожему, к страннику, к бедному, к нищему, к бездомному не так, как отнеслись люди к Пречистой Деве Богородице и к ожидаемому Спасителю мира. Это время, когда нам полагается, — нет, даже не полагается, — когда требуется, чтобы мы открылись всякой нужде, не пропустили ни одного человека, кому что-либо нужно, потому что, как в древности говорили, как сам Апостол говорил: многие, принявшие странника, приняли ангела, т.е. посланника Божия. Об этом нам надо задуматься.
А другая сторона — светлая: это рождение в мир Спасителя, Сына, Который стал сыном человеческим. Бог сходит на землю, потому что мы, люди все в той или другой мере отпали от Него. А отпавший человек своего пути больше найти не может, он должен быть спасен. И для этого спасения Сын Божий делается человеком с тем, чтобы прожить трудовую и трудную человеческую жизнь, непонимание, отвержение, ненависть и кончить Свою земную жизнь на кресте, умирая не Своей смертью, а нашей. Он на Себя взял всё, всю трагедию человечества, включая смертность, и умер для того, чтобы мы поверили в Божественную любовь, которая ни перед чем не может остановиться ради того, чтобы нас спасти, сделать из нас снова детей Божиих.
Есть одна икона Рождества Христова греческого письма, где вместо яслей на фоне темной пещеры изображен /алтарь заклания/. Он сложен из розовых камней, и на этом алтаре лежит Младенец. Эта икона говорит о том, что Младенец родился на смерть, и не на случайную смерть, а принес Себя в жертву, чтобы мир был спасен. Поэтому будем в эту ночь трепетно стоять перед иконой Рождества Христова. Агнец, закланный до сотворения мира, как говорит апостол Павел, перед нами лежит. И в Его хрупкости явлена вся Божественная любовь, потому что любовь всегда хрупка, она всегда беззащитна, она всегда себя отдает, она вся зависит от того, как мы поступим по отношению к ней.
Поклонимся же Христу рождающемуся, поклонимся перед Божией Матерью, Ее подвигом, Ее величием, и научимся тому, как в эту ночь и в течение всей последующей нашей жизни быть учениками Христовыми, никогда не забывая никого, кто в нужде, и вещественной, и материальной, и духовной. Да будет с нами свет Христов, и будем Его учениками. Аминь!