Многие, даже большинство верующих, желая причаститься, должны исповедоваться, хотя эта исповедь часто носит формальный характер. Верующие как будто и не ожидают от себя большего, и даже священники, по-видимому, от них этого не ожидают…
Это горе нашей Церкви за последние столетия, и против этого надо бороться постоянно и решительно. Надо в какой-то мере разделить причащение от формальной исповеди. Есть в православном требнике, кажется, XVI века формула разрешения грехов, где говорится: прощаются тебе грехи постольку, поскольку ты был правдив и истинно каялся… Прощение не дается, безусловно, за то, что ты какие-то слова произнес.
Формальной исповеди просто не бывает?
Формальной исповеди не должно бы быть, но она бывает, потому что, во-первых, людей не учат исповедоваться, а во-вторых, гораздо легче взять список грехов и сказать: я согрешил по таким-то и таким-то пунктам… Недавно ко мне пришел молодой человек и по книжечке мне “исповедал” долгий список грехов: он не всегда читал утренние и вечерние молитвы, он не вычитывал акафисты, он не то, не другое, не третье, не десятое… Когда он исчерпал этот список, я ему сказал: “Я не могу вам дать разрешительной молитвы. Вы ни в чем не каялись, вы прочитали список грехов, который в книжке и у меня есть”. Он был ошарашен и спросил: “Что же мне делать?” Я ответил: “Стань перед зеркалом, посмотри на себя и скажи, на что ты похож. То есть — что ты видишь в себе, а не в книжке. Потому что, конечно, ты не будешь осужден за то, что не вычитывал акафисты, но ты можешь быть осужден за то, что поступал так или сяк по отношению к близкому человеку или прохожему, или самому себе”. И вопрос исповеди в том, чтобы быть правдивым и сказать: вот что во мне недостойно образа Божия, который запечатлен в моей душе, я эту икону осквернил и изуродовал.