Но как часто приступать к Святым Тайнам? И насколько это зависит от каждого человека, насколько, скажем, от церковного года?
Я думаю, что это зависит от зрелости и углубления или возрастания данного человека под руководством его духовника. Иногда бывает, что человеку можно сказать: “Ты сейчас покаялся с такой силой и глубиной, что ты способен воспринимать Святые Тайны два-три раза подряд без дальнейшей глубинной исповеди”. А иногда человеку можно сказать: “Причастись вот сегодня, потому что тебе надо дальше уйти в свои глубины, раньше, чем причаститься заново”.
Я знаю случаи (хотя бы один случай из жизни святителя Филарета Московского), когда человеку надо дать причаститься для того, чтобы он смог измениться и покаяться. Случай, о котором я думаю, это его собственный рассказ о том, как у него был в деревне священник — пьяница и на другом конце епархии спившаяся деревня. Посмотрев на того и других, он решил: пошлю-ка я этого священника к тем пьяницам, потому что ничего не могу с ними сделать… Священник пришел в этот приход и сказал: “Вот, братия и сестры, меня к вам прислали, потому что владыка потерял всякую надежду на мое исправление, как и на ваше. Я, как священник, обязан каждое воскресенье совершать Литургию и, как совершитель Литургии, каждую неделю причащаться. Я такой же пьяница, как вы. Давайте вместе молиться, каяться и все вместе причащаться, потому что если я могу причащаться, то и вы можете. И при этом будем делать все возможное, чтобы выразить чем только можем Богу нашу благодарность за то, что Он нас принимает, когда люди отвергли”. И в течение какого-то относительно короткого времени и деревня, и священник перестали пить из благодарности за то, что они допущены к такой близости ко Христу.
Так что в данном случае ты рассказываешь о положительной стороне частого причащения?
Да. Но этот пример нельзя механически перенести на все случаи жизни. Эти люди приходили причащаться с ужасом в душе о том, что они собой представляют, и со слезами изумления о том, что Бог их — таких! — может принять. Но кто из нас приходит с таким ужасом или с таким изумлением?
Все это ставит очень серьезный пастырский вопрос, так как у нас — я говорю и о своем приходе, и о твоем соборе — принято часто причащение большинством прихожан…
Да, но не без разбора; в том смысле, что мы ожидаем, что люди будут приходить на исповедь, и им будет разрешено причащаться несколько раз на основании этой исповеди, или будет сказано: один раз причастись, а дальше вглядывайся в себя, готовься и вновь приди на исповедь.