митрополит Антоний Сурожский

Блаженны нищие духом

21 мая 1995 г.
Тема: Духовная жизнь   Место: Лондонский приход   Период: 1991-1995   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Несколько раз после моих проповедей мне говорили, что они тяжки, что я всегда говорю о том, как мы несовершенны, призываю и себя, и других к тому, чтобы измениться, и, может быть, недостаточ­но говорю о том, сколько настоящей красоты и жизни есть в каждом из нас. Это случается потому, что я проповеди говорю от сердца, и то, что я говорю, отно­сится ко мне, вероятно, больше, чем к кому бы то ни было из находящихся в этом храме и слушающих меня.

Но теперь я хочу сказать нечто о другом. Если мы хотим жить полнотой жи­зни, полноводной, сильной, крепкой, творческой жизнью, мы должны обратить вни­мание на две вещи. Одна — это первая заповедь блаженства: блаженны те, кото­рые нищи духом, т.е. те, кто духом своим, всем своим нутром, всем содержанием своим познали, что они — ничто, и что у них ничего нет, что не было бы даром Божиим, и всё, что мы собой представляем, всё, что у нас есть, это доказательство того, что Бог нас любит. И больше того; не только нас любит, но нам доверяет; Он нас возлюбил в жизнь, и нам эту жизнь доверил, потому что Он, да — верит в нас час­то больше, чем мы верим в Него. Он верит, что то, что Он заложил в нас при сотворении нашем, принесет плод, и мы останемся — или станем — верными тому, что в нас заложено. И до последнего мгновения нашей жизни Он надеется на всё, и мы стоим на Его любви, на Его надежде, на Его вере в нас.

Поэтому мы можем думать о своей духовной жизни только в одном плане: с чувством глубокой благодарности за то, как Бог к нам относится, и с лико­ванием об этом. Но, тоже, строить нашу жизнь так, если так можно выра­зиться, чтобы Бога обрадовать, что Он не напрасно нас сотворил, не напрасно нас возлюбил, не напрасно надеется на нас, не напрасно доверился нам, что не напрасно Он жил и умер ради нас, что всё это мы воспринимаем с ликующей радостью и благодарностью, и хотим Ему ответить так, чтобы (опять-таки, если так можно выразиться) утешить Его в том, что Ему пришлось стать чело­веком и умереть на кресте, что Он не напрасно это совершил, что мы поняли, и что мы живем этим: благодарностью и творчеством.

А второе, что я хочу сказать, это то, что когда мы читаем Священное Писа­ние или сочинения духовных писателей, мы часто обращаем внимание на то, что нас обличает, на те упреки, которые рождаются в нашей совести при чтении Еван­гелия или святых отцов; обратим внимание на другую сторону! Обратим внимание на то, что порой наше сердце вдруг начинает гореть в нас, наш ум де­лается светлым, наша воля крепнет, всем существом своим мы воспринимаем то или другое слово Христово. И это значит, что в этом Его правда, Его жизнь проникла уже до самых глубин нашего бытия, что мы уже приобщились Ему, что в каком-то смысле, но в очень реальном смысле, мы стали Ему подобны так же, как Он подобен нам. И тогда сохраним в своей памяти, в своем сердце эти слова, прочитанные нами, от которых горит сердце и светится в уме, от которых воля наша крепнет, потому что, как я сказал уже, они говорят о том, что в этом Христос и мы — уже стали одно, что мы стали подобными Ему, и что Он подо­бен нам. И если мы будем строить нашу жизнь на радости этого подобия, на радо­сти этой близости, если мы никогда не будем изменять Ему в том, что мы уже пережили, в том, в чем мы уже Христовы, тогда мы вырастем в пол­ную меру роста Христова, как говорит апостол Павел. И тогда наша благодарности станет жизнью.

Сделаем это, изо всех сил, всем умом, всем сердцем, дадим радость Госпо­ду о том, что каждое Его слово рождает в нас ликующую радость и новую жизнь. Аминь.

Опубликовано: Соборный листок № 285, июнь 1995

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет