В эту лучезарную ночь, в благоговейном трепете и ликующим сердцем воспеваем мы Воскресение Христово, провозглашая победу жизни над смертью, не только временной, но и вечной: «Где, смерть, твое жало? Где, ад, твоя победа? Воскрес Христос, и ни един мертвец не остался во гробе» … А вместе с тем мы видим собственными очами, мы слышим страшные вести о том, что смерть все еще победоносно косит ближних и дальних, что умирают молодые, любимые… Где же это благовестие о победе Жизни?
Смерть бывает разная: бывает телесная смерть, угасание человека или разрывающие ткань жизни болезни и убийства. Но в том и в другом случае смерть делается переходом, переправой от земного в вечное бытие, ибо самое слово Пасха — значит «переход», «переправа». Но до пришествия Христова смерть была страшней для человечества: она была разлукой, окончательной, вечной, уходом живых душ в древний шеол, в ад ветхого завета, в то место, где встречи с Богом нет. И эта смерть в течение тысячелетий была уделом человечества: оторвавшись от Бога, потеряв грехом Бога как Источник жизни, умерев без Него, люди оставались мертвыми без Него.
Но вот Христос, Сын Божий, Бог Живой пришел на землю, прожил человеческую жизнь, приобщился всему, что составляло судьбу человечества: Он жаждал, был голоден, уставал; только в одном Он был на нас непохож — Он не приобщился ко греху, хотя понес на Своих плечах все последствия греховности всего мира, и Он, бессмертный, умер нашей смертью, из-за нас, и со креста Он сказал самые страшные сова, когда-либо прозвучавшие в истории земли: «Боже мой! Боже мой! Зачем Ты Меня оставил?» И умер: самая жизнь потухла, потух Свет…
И Христос Своей человеческой душой сошел в бездну богооставленности, Он ее осиял Божественным Своим светом, зажег в ней жизнь, воскресил от века «спящих мертвым сном». И эта смерть навсегда упразднена. Смерть стала успением, тихим сном тела на земле, и Пасхой — встречей с Богом Спасителем нашим, Жизнью нашей, Радостью вечной!
Так нас возлюбил Бог и Отец наш Небесный. И можем ли мы после этого усомниться в Его любви? Когда мы знаем, чего эта любовь стоила Богу, отдавшему Единородного Своего Сына, чтоб нас спасти от вечной разлуки, — вспомним Его жизнь, окружающее Его непонимание, предательство, оставленность самыми близкими, ужас Гефсиманского сада и наконец полную отдачу Себя на смерть нас ради! Вспомним поругания, издевательства, неправедный суд, биение, распятие и самое смерть Христову! Не говорит ли Христос всей жизнью и всей смертью Своей: Я умер для того, чтобы вы поверили, что вы Богом любимы, что вы спасены потому, что вы любимы всей жизнью и всей смертью Моей!
Можем ли мы пройти мимо такой любви? Примем это чудо любви благоговейно, трепетно в сердца наши, это чудо ничем непобедимой крестной любви. И если мы это поймем, глубоко переживем, то мы сможем всю жизнь нашу превратить в благодарение. Не по долгу поклоняться Богу, не по необходимости исполнять, рабски, Его волю, но всей жизнью доказать Ему, что не напрасно Он пришел на землю, не напрасно жил и страдал, не напрасно умер на кресте за меня, да, за меня! И научившись у Него так действенно, жертвенно, самозабвенно любить каждого человека, как Он возлюбил меня — последнего грешника! И если мы научимся так жить, то мир вокруг нас станет новым, другим миром, и Царствие Божие придет в силе, как закваска, превращающая тесто в хлеб, и хлеб — в Тело Христово! Аминь!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!