Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Слово о Страшном суде, которое мы сегодня слышали, отдается в нашей душе с особенной силой и глубиной, когда предлежит перед нами человек, вкусивший таинство смерти.
Смерть действительно таинственна, и в ней есть что-то страшное и что-то дивное. Апостол Павел нас предупреждает, что к каждому человеку придет смерть и после смерти — суд. И вот об этом суде говорит Господь; и когда вчитаешься в благовестие суда Господня, то изумляешься, как этот суд прост и как он дивен и сколько в нем для нас надежды. О чем спрашивает Господь тех, которые встали перед Ним? Только об одном: были ли вы достойны имени человека? Были ли вы действительно человечны в отношении друг к другу, и если да, то вы — дети Царства; и только те, которые в течение своей жизни не вырастут в меру человека, не найдут пути в Царство Господне.
А суд грядет — для каждого человека он приходит тогда, когда застигнет его смерть, и каждый из нас к смерти устремлен. С какой же надеждой должны мы идти вперед, как прост и дивен этот суд, и вместе с тем, как трудно человеку быть человеком! Мера человеческой дивности — это Христос, когда Он говорит о делах милосердия, любви, которые нам открывают райские двери. Он не говорит только о поступках. Он говорит о том строе души, из которого эти поступки рождаются, ибо из сердца рождаются и действие, и слово, и мысль. И вот почему этот суд Божий такой таинственный и почему мы не можем к нему идти беспечно. Недостаточно «жить евангельски» — надо быть человеком евангельским. Вот перед нами сейчас грядущее время Поста: вдумаемся в свою жизнь и в свою человечность и попробуем вырасти в такую меру, чтобы из нашей души и из нашего сердца шли слова правды, любви и милости и чтобы из того же сердца шли дела, которые с любовью и радостью мог бы принять Господь…
Смерть перед нами — но не как горе, не как ужас, а как свобода, как радость встречи. Пока мы живем на земле, мы друг от друга отлучены какой-то тяжестью нашей, слепотой нашей, бесчувствием наших сердец. Отлучены от ушедших от нас, которые нам так дороги, отлучены мы и от Господа, к Которому мы обращаемся верой, но Который нам невидим и порой неощутим. А смерть — смерть не есть отпадение от жизни, это есть вступление в новую полноту. Смерть это не зима, которая свертывает жизнь, это плодотворная осень, когда пожинаются плоды. Будем идти к своей смерти с надеждой, с надеждой, что она грядет к нам как сестра, по слову одного западного святого, как друг, как невеста, что она открывает перед нами двери Вечности и что в этой Вечности мы встретим живого Бога; Бога, Которого мы, несмотря на всю свою греховность, на всё помрачение сердца, на всю растерянность свою — любим, Который нам дорог и бывает так близок. Встретим Его лицом к лицу: Он же нас сотворил, потому что возжелал каждого из нас иметь на веки вечные Своим другом. Мы к радости грядем, когда грядем к смерти, потому что через неё мы вступаем в жизнь, где ничего уже не колеблется, где все глубоко, где всё прозрачно, где всё истинно и где мы встретим друг друга лицом к лицу открыто. В этом одна из тайн Суда: на земле нам так мешает быть близкими, родными то, что каждый из нас от другого скрывает, что стыдно, страшно, горько. Так или сяк, человек редко бывает прозрачен близкому своему и ближнему своему. Суд нас разоблачит, Суд откроет сокровенную тайну души и жизни нашей, и в это мгновение будет и больно, и страшно, и стыдно, но потом, когда войдем в Царство Божие милости, Царство прощенности, Царство любви — тогда как будет легко знать, что мы уже разоблачены и помилованы! что мы стали братьями друг другу и детьми Богу и что нечего больше скрывать и что правда победила зло, что любовь победила рознь, что жизнь победила смерть, что теперь настало общее Царство, Пасха Вечная. Вот об этой Пасхе мы и свидетельствуем, когда вокруг гроба стоим с возженными свечами, совершая панихиду или отпевание. Да, мы свидетельствуем перед лицом наступившей смерти о том, что смерти нет, мы свидетельствуем перед лицом успения о том, что побеждена смерть, что настало Царство вечной жизни во Христе. И поэтому будем предстоять и ныне гробу, который лежит перед нами, с этим чувством скорби разлуки и победы: победы Христовой, победы жизни, победы всеконечной, победы пасхальной, когда жизнь ликующая бьёт ключом, когда всё побеждено и торжествует жизнь. Аминь.