Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Господь нам предлагает два условия прощения: в самом начале поста мы слышали, что не простит нам Бог, если мы сами не будем прощать тем, кто чем-либо перед нами провинился; а теперь, в рассказе о женщине, которая была грешницей, но омыла, драгоценным миром ноги Христовы, как бы готовя Его, по слову Самого Спасителя, на погребение, мы находим другой образ: прощаются ей грехи, потому что она сумела возлюбить; и многие грехи прощаются, потому что много она сумела любить.
Нам кажется, что это обетование о прощении грехов ради любви такое легкое, — а это не так. Если есть вообще на земле подвиг трудный — это подвиг любви; и посмотрите на случившееся с этой женщиной: она была блудницей, она была грешницей, и она сумела увидать в образе Христа явление истинного человека и плениться этим образом, — плениться так, что она этому дивному образу отдала свою любовь, но отдавая любовь, она обрела целомудрие. Кроме любви нет силы на земле, способной человека сделать целомудренным не только телом, но и духом его; потому что любовь должна бы рождать в наших сердцах то чувство глубокого благоговения к человеку любимому, которое, по слову апостола Ермы, учит относиться к нему словно он наш Бог — трепетно, строго, целомудренно. Эта любовь, эта мера любви оказалась способной сделать ту женщину, блудницу и грешницу, чистой навсегда. Об этой любви говорит Господь, что кто много сумеет возлюбить, тому много простится. Но целомудрие не есть только телесное состояние и душевное состояние во взаимоотношениях людей. Целомудрие — это еще нечто более глубокое и всеобъемлющее. Это приобщение к цельной Премудрости Господней, прозревающей тайну существ и тайну событий и ставящей нас в жизни как сотаинников Божиих, которым дана эта мудрость. И этой мудростью покрывается всё. Поэтому, когда мы слышим рассказ о грешнице, ставшей мироносицей, вошедшей равноапостольной в лик апостольский, — будем помнить, что любовь, о которой говорится здесь, это то чудо, благодаря которому человек прозревает вечную сущность другого человека и оборачивается к нему с благоговением, с трепетом к новой жизни и начинает поистине жизнь новую. Такая любовь покрывает множество грехов…
И еще Христос спросил фарисея: кто будет больше любить: тот, кому больше прощено, или тот, кому меньше? Фарисей ответил — тот, кому больше; но и этого для нашего спасения недостаточно, потому что сколько раз мы видим, что прощается нам бесконечно много, а мы не умеем в ответ ни любить, ни быть благодарными настолько, чтобы переменить жизнь. Вот, на что мы должны обратить внимание. Да, при равном благородстве душ тот, кому простилось много, возлюбит больше. Но есть ли в нашей душе то благородство, которое умеет на благодеяние и на любовь отозваться благодарностью, трепетом и любовью навсегда, любовью до конца, любовью, которая изменяет всю нашу жизнь? Вдумайтесь в этот путь, предлагаемый Господом, потому что это путь трудный, но это путь, который действительно открывает нам больше, чем всепрощение: он открывает нам сродство с Самим Богом, делает нас причастниками Его жизни, которая есть любовь, и Его природы, которая есть Божество. Аминь.