«… нам всем, в той или другой мере, страшно. И поэтому мы отзываемся на это двояко. Мы или закрываемся, закрываем глаза, зажимаем уши, не хотим видеть — или перетолковываем: Страдает, да! — но кто же в этом виноват? Страдает, да, — но почему же я должен отозваться? Разве никого другого нет? Разве он мне самый близкий человек, или я — ему? Разве нет никого, кто бы естественно был ему близок?
А второй способ, который мы употребляем для того, чтобы страдание не было таким острым, таким душу разрывающим, это его перестройка на гнев. Легче гневаться на неправду земную, легче гневаться на виновников страдания, а порой — легче гневаться на того, кто страдает, и кто требует того сострадания, которое мы не хотим давать. Страдать — пассивное состояние, страдать, это значит себя отдать и, как говорится о Иоанне Крестителе в Евангелии, допустить, чтобы над нами — душевно — другие сделали что только они захотят. Гневаться легко; во гневе есть активность, есть, правда — мнимая, но есть какая-то сила. Страдание мы переживаем как бессилие, беззащитность, уязвимость. Гнев мы переживаем большей частью как мужественную реакцию на зло в мире. И этим мы себя лишаем участия в том расположении, в том отношении к миру и к его боли, неизбывной боли, которое мы находим во Христе и в Боге.
На семинаре выступят:
дьякон Кирилл Марковский, клирик храма Николая Мирликийского в Бирюлево г. Москвы, помощник начальника ФСИН России по г. Москве по работе с верующими;
Юлия Валерьевна Скворцова, врач-гематолог Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева;
Жан-Франсуа Тири, руководитель культурного центра «Покровские ворота»;
протоиерей Христофор Хилл, клирик Андреевского монастыря, настоятель часовни Святой Троицы при Первом московском хосписе;
матушка Ольга Юревич, автор книги «Матушкины цветочки», мама 7 детей.
Тексты для обсуждения: «Вызов современности» (Труды. Т. 2. М., 2007. С. 712–723) (скачать в формате .doc); отрывок из беседы «Без записок» (Труды. Т. 1. М., 2002. С. 248–249). (скачать в формате .doc)
Вопросы: 1) Что такое страх, естественно ли его наличие у человека? О каких страхах говорит Владыка и зачем акцентирует на них внимание? Какие страхи больше всего мешают нам в нашей жизни? 2) Что делать с собственными страхами, как к ним относиться? В чем разница между преодолением и преображением страха? Что такое мужество? Что такое страх Божий?
Ведущие: Ф.М. Шаньков
адрес: ул. Нижняя Радищевская, д.2 (м. «Таганская»-кольцевая), тел. для справок: +7(495)915-10-80, +7 (903)543-88-19
Видеозапись семинара: https://www.youtube.com/watch?v=NOxaR8gaZKk&feature=youtu.be
22 мая 2018 года Друзья Фонда Духовное наследие митрополита Антония Сурожского совместно с Домом Русского Зарубежья им. А.Солженицына провели очередной семинар по осмыслению наследия владыки Антония на тему «О мужестве и страхе». Заметьте, что в этот раз среди организаторов выступал не сам Фонд, а именно Друзья Фонда — те, для кого встреча со словом владыки Антония оказалась важной вехой на пути к Богу и к церкви, и кто стал помогать Фонду в его деятельности по распространению и осмыслению наследия владыки Антония. Елена Юрьевна Садовникова, президент Фонда, сделала на этом акцент в самом начале семинара.
Организаторы хотели, чтобы на семинаре «О мужестве и страхе» докладчики обсудили опыт встречи со страхами — свой личный или тот, который они наблюдали в своей деятельности; чтобы они сопоставили этот опыт с опытом владыки Антония Сурожского; и чтобы гости семинара задумались над своими собственными страхами и тем, как с этими страхами обращаться и взаимодействовать.
Что такое «страх»? Какие страхи мы переживаем в нашей жизни? Что мы делаем с ними? Преодоление и преображение страха — в чем разница? Насколько хорошо мы представляем себе, что такое мужество? Как мы понимаем страх Божий? — об этих вопросах организаторы пригласили побеседовать пятерых докладчиков: протоиерея Христофора Хилла[1], врача-гематолога Юлию Скворцову[2], диакона Кирилла Марковского[3], матушку Ольгу Юревич[4] и руководителя центра «Покровские ворота» Жана-Франсуа Тири[5]. Это люди разных профессий и жизненных путей, но которых объединяет то, что они готовы быть честными перед самим собой и другими и честно вести разговор о страхах, а также что владыка Антоний является для них значимым уважаемым человеком, к словам которого они прислушиваются и откликаются на них.
Протоиерей Христофор Хилл как настоятель часовни при Первом Московском хосписе и Юлия Скворцова как врач-гематолог в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева; не понаслышке знают о страхе смерти и болезни. Диакон Кирилл Марковский знаком со страхом «никогда» как человек, который работает в УФСИН с приговоренными к пожизненному лишению свободы. (Интересно, что о. Кирилл в самом начале своего выступления заявил, что не будет говорить ни о пожизненниках, ни о работе с ними — как предполагали гости семинара — он сконцентрировался на личном взгляде на страхи в нашей жизни и об отношении к этим страхам). Матушка Ольга Юревич, как мама семерых детей, особенно много знает о материнских страхах и вообще о страхах, сопровождающих родителей. Каждый из выступающих делился своим опытом жизни и встреч с людьми, проявлявшими мужество в момент, когда было очень страшно, или делился тем, когда ему самому было страшно, и что с этим удавалось или не удавалось сделать. После выступления докладчиков не призошло обсуждения как такового — на это просто не хватило времени.
В качестве материала к размышлению организаторы предложили прочитать два текста митрополита Антония Сурожского. Первый текст «Вызов современности» — достаточно известное размышление владыки, которое построено на нескольких образах: буря, хаос, апостол Петр, Христос[6]. Размышление о том, что хаос может быть понят очень творчески, хаос — это возможности, и Христос есть Бог бури и хаоса, так же как порядка и гармонии. В самом центре бури стоит Христос. Он в сердцевине хаоса, но он в то же самое время есть точка равновесия, поэтому в евангельском повествовании Петр хочет идти к нему, как к очагу спокойствия. Образ Петра, Христа и морской бури в данном семинаре были опорой для разговора о доверии к Богу в размышлениях матушки Ольги Юревич и диакона Кирилла Марковского. О. Христофор Хилл и Юлия Скворцова, размышляя над темой, затронули такой аспект как личные границы врача и больного, священника и окормляемого. Они делились своим опытом и сопереживая и сопроживания страданий больного и близких к нему людей. Рассказывали о том, как они осмысливают и переживают лежащую на них ответственность за страхи больного.
Каждый выступающий старался говорить исходя из своего опыта: хотя все говорили на одну тему и ссылались на один текст, выступления получились разными и по языку, и по акцентам. Автору статьи запомнилось прозвучавшее последним выступление Жана-Франсуа Тири: Жан-Франсуа ставил больше вопросов, чем давал ответов. Одна из историй, которую он привел для иллюстрации, была привезена им из Сирии. Туда Жан-Франсуа Тири был приглашен в качестве консультанта по межхристианскому диалогу. В этом путешествии он познакомился со священником, церковь которого оказалась на территории, оккупированной ИГИЛ. Однажды к священнику пришли члены запрещенной организации и сказали, что хотят повесить громкоговорители на колокольне, чтобы собирать своих людей на молитву, на что священник ответил, что согласен, но только при условии, что бойцы ИГИЛ разрешат ему повесить колокола на своих минаретах. Бойцы ответили «нет» и добавили: «Значит, ты не согласен?!», на что священник сказал: «Я-то как раз согласен, это вы не согласны…»
Интересно, что второй текст, предложенный к прочтению, остался за рамками обсуждения. Речь идет о тексте, в котором митрополит Антоний делится воспоминаниями из детства о начальной школе, где он учился на окраине Парижа, “в трущобах, куда ночью, начиная с сумерек, и полиция не ходила, потому что там резали” . Его детские травмы, вызванные пугающей и агрессивной обстановкой школы, где «вообще считалось нормальным, что новичка в течение первого года избивали, пока не научится защищаться» привели к сильным противоречиям: воспитав мужество, это опыт отнял у него умение доверять и фактически чувствовать. Тема детских страхов, страхов перешедших из детства во взрослую жизнь, звучит настолько объемной, что, возможно Фонду как организатору семинаров нужно задуматься над серией встреч, посвященных человеку-ребенку.
Автор: Александра Базулина
[1] Протоиерей Христофор Хилл, клирик Андреевского монастыря, настоятель часовни Святой Троицы при Первом московском хосписе;
[2] Юлия Валерьевна Скворцова, врач-гематолог Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева;
[3] диакон Кирилл Марковский, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы, помощник начальника УФСИН России по г. Москве по работе с верующими, автор книг об осужденных к пожизненному лишению свободы «Епархия особого режима» и «Небо на дне»;
[4] Матушка Ольга Юревич, автор книги «Матушкины цветочки», мама 7 детей.
[5] Жан-Франсуа Тири, руководитель культурного центра «Покровские ворота»;
[6] “Вызов современности” (Труды. Т. 2. М., 2007. С. 712–723)