митрополит Антоний Сурожский

Вечерня Прощеного воскресенья

1 марта 1998 г.

Во имя Отца и Сына, Святого Духа.

Мы сегодня вечером вступаем полностью в Великий Пост. Все прошлые недели были временем, когда мы должны были погрузиться в себя, произвести над собой внимательный, строгий, очищающий суд. А теперь мы вступаем во время, когда шаг за шагом мы должны следовать за Христом, сначала в Страстные дни и на Голгофу, на Распятие, а затем приобщиться, каждый сколько сумеет, каждый сколько кому будет Богом дано, к радости и чуду Воскресенья. А затем выйти в мир, как апостолы вышли для того, чтобы принести миру, в котором мы живем, радость и спасение.

Но сегодня мы вступаем в Великий пост дверью покаяния. Мы молимся о том, чтобы Господь простил нам грехи наши так же, как мы проща­ем тем, которых мы считаем своими должниками, и, с другой стороны, чтобы они нас простили.

Когда мы думаем о прощении, мы думаем о том, что виноватый дол­жен признать свою вину и будет прощен, то есть что всё будет забы­то, что прошлого не будет, что наступит время, где всё новое. Но это далеко не так, потому что мы все знаем, что даже когда мы иск­ренне покаялись, когда сердце наше разрывалось от скорби о нашей греховности, что даже тогда эта греховность наша не изжита и грехи наши всё еще на нас тяготеют.

И когда мы просим прощения у другого, мы должны знать, что он это знает, и когда кто просит прощения у нас, мы должны знать, что и он не свободен, но что он имеет решимость, а, может быть, только жела­ние, а, может быть, только мечту о том, чтобы стать новым человеком.

И тогда прощение не заключается в том, чтобы всё было изглажено, а заключается в том, что мы человеку говорим и от человека ожидаем тех же слов: «Ты еще не свободен от своего прошло­го, но я в тебя верю, я верю, как Бог в тебя верит, до последнего дня твоей жизни я буду верить в возможность для тебя стать новой тварью; и прошу и тебя — взгляни на меня! Я перед тобой виноват, и не только перед тобой, — перед сонмом людей я виноват; и я молю всех: братья, сестры, дети, отцы и матери — не теряйте надежды, не теряйте веры в возможность и мне покаяться и начать новую жизнь».

Вот о чем мы будем просить сейчас Христа Спасителя, и Божию Матерь, и святых, имена которых мы носим, и святых, которые нам до­роги, и ангела нашего хранителя, и друг друга: «Прости!» Это зна­чит: не теряй надежды! Не теряй веры в возможность мо­его исправления.

И тут вспоминается слово святого апостола Павла, который говорит: «Друг друга тяготы носите, и так вы исполните закон Христов. Будьте готовы нести на своих плечах чужую греховность, чужую слабость, всё то, что его удручает, ломает, калечит, уродует; каждому из нас велено это нести вместе с другим и ради другого в надежде, что найдется хоть один человек, который за нас и вместе с нами понесет нашу греховную ношу.»

Подумаем об этом; подумаем о всех тех, перед которыми мы так или иначе виноваты; и если это возможно, подойдем к ним и скажем: я перед тобой ви­новат! Я еще не изменился, или: не изменилась, я всё еще такой и такая, какой был, но я имею волю, желание, мечту стать другим человеком. Понеси со мной эту ношу терпением, верой, надеждой, а если можешь — даже любовью. А любовь — подвиг великий; любовь не заключается в ласковых чувствах; любовь заключается в том, чтобы человек свою душу, свой покой, свою радо­сть отдал бы другому ради его спасения.

Вот мы сейчас будем просить прощение у Христа, Матери Божией, будем просить прощение друг у друга: будем так, всерьёз просить прощение и возьмем вместе тяготу каждого из нас и всех нас вместе взятых.

Я говорил долго, но я хочу еще одно прибавить, и я это говорю всё из глубины моей души. Я перед всеми вами, перед каждым из вас, перед каждой из вас безнадежно виноват; я обманул все надежды, я оказался неверен и Богу, и Церкви, и людям — и я прошу вас: потерпите! Помолитесь о том, чтобы и мне покаяться. Я это говорю не ради проповеди, не ради красного словца, я говорю это из раздирающей боли души: перед каждым из вас, кто здесь, перед всеми, кого здесь нет, живыми и теперь усопшими я виноват и заслуживаю полное осуждение.

В Евангелии есть слово, о том, что от слов своих оправдишься и от слов своих осудишься. То, что я проповедую, то, что я пишу, то, что я говорю, является правдой, и каждое это слово — мое осуждение: так ты знал, и так ты не жил… Помогите мне; понесите молитвенно и мою тяжелую тяготу. И будем друг ко другу относиться именно так: надеяться на всё, верить в возможность всего, поддерживать друг друга. И тогда рано или поздно, мо­жет быть, самое каменное сердце треснет, может быть, самая оледенелая душа растает, может быть, самая уродливая жизнь измениться — не молитвами одними, а тем, что другие не отреклись, не отвернулись, не сказали: ты нам чужой, ты нам осквернение, ты оскорбление Христу, ты поругание Евангелия… Друг друга тяготы носите… Станем носить друг друга тяготы, и исполним этим закон Христов.

Опубликовано: «Наблюдайте, как вы слушаете…» — М.: Фонд содействия образованию XXI века, 2004. (Библиотека журнала «Альфа и Омега»)

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: