Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В сегодняшнем Евангелии есть слова, которые всегда как-то особенно, мне кажется, должны бы волновать нашу душу и радовать: Бог так возлюбил мир, что Он отдал Своего Сына, чтобы мир был спасен… Эти слова о том, что Бог любит мир, так нам драгоценны, потому что в этот мир включены и мы; мы часто вспоминаем и другие слова евангельские: Не любите мира и того, что в мире; и нам кажется, что эти слова, потому что они к нам обращены, значат, что мы уже свободны от этого мира, что мы этому миру не рабы, что мы не принадлежим тому миру, от которого надо отвращаться. И это неправда; поскольку в человеке есть грех, поскольку у него есть привязанность к греху, поскольку он не свободен жить всем самым истинным, глубоким, значительным, вечным в себе, человек не свободен от мира и принадлежит этому миру, тому, от которого отвращаться бы надо…
И вот, когда Господь говорит, что Он так мир возлюбил, что ценой жизни Сына захотел его спасти, это такой надеждой и радостью должно бы звучать для нас! Мир грешников возлюбил Бог; с состраданием к грешнику и с отвращением ко греху; с ненавистью ко греху, который человека убивает, делает чужим для вечности Своей — и с любовью к грешнику, которого Ему жалко; причем — жалко не только мгновенным, не длящимся переживанием, а длящимся и кровным, потому что Бог спасает нас дорогой ценой: жизнью, смертью, крестом Своего Сына.
И вот это должно давать нам, с одной стороны, громадную надежду о себе самих: если мы так любимы Богом, то есть надежда; есть надежда жить, есть надежда творить, есть надежда в горе, есть надежда в искушении, есть надежда в отчаянии, есть надежда во всем, потому что таким как мы, любимым Богу — все возможно… А с другой стороны — какую это нам открывает даль по отношению к окружающему нас миру, к трагической, порой — жуткой истории мира: этот страшный, жуткий мир Бог так возлюбил, что в него вошел, чтобы никогда от него не выйти, чтобы никогда не отделиться от него; навсегда соединил Себя, Свое имя, Свою судьбу, Свою плоть, Свою жизнь, Свою смерть, Свое воскресение, с этим миром… Значит, и этот мир мы должны, с одной стороны, рассматривать как больной, как соблазненный, как трагический мир, а с другой стороны, как мир, при всем этом, любимый Богу. Там, где умножился грех, преумножилась и благодать Твоя, Господи, — говорит ап. Павел… Где темнее всего, туда Господь идет со Своим светом невечерним, вечным., благословенным.
И вот в этом мире мы живем; но мы живем узко, мы живем бедно. Ап. Павел говорит Коринфянам: В нашем сердце не тесно, но в вашем — тесно… И таковы мы; сердца наши непросторны; они неспособны обнять тот мир, который любит Бог — любовью, состраданьем, жалостью, пониманием, и надеждой, потому что любовь, как говорит Павел, всему верит, на все надеется и никогда не перестает…
Вот, к чему нас зовет по отношению к миру сегодняшнее слово о Божией любви к миру; нам надо научиться его полюбить; но любить не слабой любовью, не любовью, которая нас делает рабами его, которая связывает нас с его неправдой и грехом, которая вместе с ним нас увлекает от Бога подальше — нет! Такой любовью, которая готова на жизнь и на смерть — не только на смерть, а на жизнь, потому что жить, порой, бывает труднее, чем умереть… Жить с этим миром, но жить отдельно как-то от него, приобщаясь всей его трагедии и оставаясь чуждым всей его неправде. И только тогда наша любовь к миру может стать творческой, тогда судьба Христова в этом мире окажется и нашей судьбой… Крестом — да; Гефсиманией — да; но и животворным словом, которое людей приводит в жизнь, в сознанье, но — Воскресением, которое дает надежду и победу; небесностью, приобщенностью Богу Самому, которая есть спасение для других тоже… Вот, вместе со Христом станем чуждыми миру в себе самих — т.е. греху, соблазнённости, приобщенности неправде; вместе со Христом станем чуждыми всему тому, что не есть небо, которое есть, в конечном итоге, родина земли, то, куда мы все должны быть устремлены. а вместе со Христом, будучи не от мира, останемся в мире, глубоко, любовью, состраданьем и творчески, чтобы и через нас любовь Господня обнимала скорбь и трагедию земли. Аминь.