В древности чин обручения, то есть подготовительная часть службы венчания совершался в притворе, там же, где совершалась служба оглашения перед крещением, потому что это еще не полнота, это подготовительный шаг к тому, чтобы двое соединились в одно, к тому, чтобы вступить в полноту церковную. Жених и невеста приходили, становились в притворе, друг рядом с другом, приносились перстни, которые потом им будут даны, священник выходил со свечами — со свечой для каждого, и для жениха, и для невесты; и кадили их (то есть отдавали им то же самое почитание, какое отдается в богослужении иконе или священнику, который представляет собой образно икону Христа), потому что Церковь видела в них, как я уже несколько раз говорил, живой образ Божий, и этому образу воздавалась честь и каждение.
И затем священник возглашает Благословен Бог наш… Как не благословить Бога за то, что в мире, где всё является рознью, напряжением, взаимным отрицанием, часто враждой, непониманием, два человека друг друга полюбили, друг во друге увидели взаимно вечную красоту и решили превзойти, превозмочь всё, что может их разделять, и стать едиными, одной личностью в двух лицах. Как не благодарить Бога за то, что на земле совершается такое чудо, которое уже говорит нам таинственно о том, что рознь пришла к концу и единство осуществлено…
И затем Церковь молится: молится о мире, который может быть послан только с небес, молится о спасении жениха и невесты, молится о мире всего мира, молится о храме, где совершается богослужение, и о всех, которые с верой, благоговением, страхом Божиим, то есть трепетным сердцем пришли; молится о женихе и о невесте — о том, чтобы им дана была совершенная любовь, любовь мирная, и помощь от Бога, потому что жизнь будет всё время давить на них, жизнь будет всё время стремиться разорвать хрупкое еще, несозревшее единство, которое между ними образовалось; молится о том, чтобы им сохраниться в единомыслии, чтобы у них было одно желание, одно сердце, одна направленность, и чтобы им была дана твердая вера, — вера друг во друга, вера в Бога, вера в возможную победу, вера в преодоление всех трудностей, которые между ними или вокруг них могут восстать. И слово вера значит тоже — верность: чтобы они остались верными друг другу в настоящей дружбе. Вы знаете, что значит слово дружба по-русски. Друг — это тот, который, как говорили на древнем языке, альтер эго, «другой я», а вместе с этим — «я сам», на которого можно посмотреть и видеть в нем себя самого, отображенного, но чистого, освященного, видеть свою как бы красоту, отражаемую в зеркале любящих глаз, любящего сердца. Молится Церковь о том, чтобы им была дана в результате этого непорочная жизнь, чистый брак. И еще мы благодарим Бога, Который в мире, где всё раздроблено, привел в единство, в союз любви, неразрушимой любви этих двух людей.
И в этой первой молитве, которую священник произносит негромко, но в услышание присутствующих, мы вспоминаем Исаака и Ревекку. Это два человека из Ветхого Завета. Почему ж их выбрали? — Потому что в рассказе Ветхого Завета Авраам послал слугу на свою давно покинутую родину разыскать невесту для своего сына. И обещано было, что Бог ему знаком покажет, кого избрать. Поэтому Ревекка была бого-избранной невестой для Исаака. И мы молимся о том, чтобы в данном случае и жених, и невеста были друг для друга богоизбранными, чтобы помимо того, что они друг другу нравятся, у них одинаковые вкусы, им нравится взаимно внешность другого, их положение в мире, в свете их сродняет, нет, чтобы что-то более глубокое было в основе их встречи. Бог как бы говорит: Вот твоя невеста, вот твой жених; Я тебе даю этого человека во веки вечные как предмет твоей любви и тебя ему как предмет его любви…
Дальше чтением из Священного Писания на службе венчания нам будет сказано, что невеста и жених должны друг на друга смотреть, как Христос смотрит на Церковь и как Церковь смотрит на Христа — всей любовью, всей жизнью, всей устремленностью. Вот почему поминаются здесь Ревекка и Исаак. И каждый из нас, когда выбирает жениха или невесту, должен поставить себе вопрос: Почему я его выбираю? по каким-то внешним, земным свойствам или потому что между нами совершилось чудо?..
И дальше священник дает жениху и невесте каждому перстень, и они обмениваются им три раза, три раза как бы говоря: Да, я всерьез это делаю, это не мгновенное движение души, это продуманное действие. Обручается раб Божий (раба Божия) — рабе Божией (рабу Божию такому-то) во имя Отца и Сына и Святого Духа. И этим совершается первый шаг их соединения. Они теперь будут стоять со свечами и с этим кольцом.
Опубликовано: Таинство любви: Беседа о христианском браке. СПб., 1994.