Обменявшись кольцами супруги теперь обручены друг другу, вернее, будущие супруги обручены друг другу. И теперь начинается самая свадьба венчания. Венчание, то есть возложение венцов царских, княжеских венцов на жениха и на невесту (к этому мы вернемся через несколько минут), но вот что случается сейчас в храме. Священник идет вперед перед четой к аналою, то есть к столу, который стоит посреди церкви – на этом столе лежит Евангелие, которое изображает собой Слово Божие и Христа Самого, Его учение, и Крест, то есть то орудие, которым свидетельствуется бесконечная любовь Божия, которая не останавливается даже перед крестной смертью – крестная любовь, отдающая себя беззащитно. И в это время священник провозглашает: Слава Тебе Боже наш, слава Тебе… Хор поет стихи: Блаженны все боящиеся Господа, ходящие в Его путях, Блажен ты и добро тебе будет, жена твоя как лоза плодовита во странах дома твоего, сынови твои как новосаждения масличные окрест трапезы твоя, так благословится человек бояйся Господа. Благословите Господа Сиона и узрежи благая Иерусалима вся дни жизни твоя и узреши сына сынов твоих… И когда они дошли до середины церкви, стоя перед Крестом и Евангелием, видя перед собою и знамение бесконечной Божией любви и слово Божие, которое указывает, как жить человеку достойно своего звания, — они приступают к самому венчанию. Священник спрашивает их: «Имеешь ли произволение благое непринужденное, крепкую мысль, взять тебе в жену (или в мужа) того человека, который здесь перед тобой стоит?» И жених и невеста по очереди отвечают: «Да» — «Не обещался ли ты иной невесте или иному жениху?» — «Нет». И тогда провозглашается священником самое великое благословение, которое произносится в православной Церкви в особенно торжественные моменты: Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа… Этот возглас говорит о том, что то что будет совершаться теперь, хотя происходит на земле, превышает всякую земную меру. Потому что любовь – это не только взаимное притяжение, не только ласка, не только радость друг о друге, но это полнота и торжество жизни, но не только земной, но и вечной небесной.
Я, кажется, упоминал в одной из бесед слова древней рукописи, которая говорит: «Когда придёт Твое Царство?» И Христос отвечает: «Тогда, когда двое уже не двое, а одно.» И вот здесь мы видим мгновение, когда начинается это чудо: двое, потому что они друг друга полюбили, потому что эта любовь будет сейчас освящена, как бы оплодотворена Божией Любовью, перерастают все человеческие мерки и возвышаются в меру Божественной Любви. Они входят в Царство Любви, в Царство, где побеждена всякая рознь, всякое разделение, хотя будут трудности, будут проблемы, но они разрешимы, разрешимы только, как мы увидим позже, если мы прислушаемся к голосу Божию, который нам указывает путь, каким можно пройти до того, чтобы осуществить это единство и быть на земле уже Божиим Царством, которое сейчас было благословлено. И затем начинаются молитвы. Молитвы о том, чтобы благословлены были сочетающиеся друг другу, чтобы благословиться их браку так, как Христос благословил брак в Кане Галилейской (об этом опять-таки я скажу позже); о том чтоб им дано целомудрие и дети; о том чтобы все даровалось им, чтобы содействовало их спасению: то есть полноте жизни, победе любви, торжеству над всем, что темно, узко, недостойно человека. И затем молитва, которая в сокращении говорит о том, что Бог по своей неизреченной любви и благости, пришедший на брак в Кане Галилейской, сам присутствует здесь, принося своё благословение и мир, и что мы просим у него дар долгоденствия, целомудрия, любовь друг ко другу в союзе мира, и наконец, неувядаемый венец славы, когда Царство Божие, о котором мы говорим, которое зачаточно рождается здесь, выросло в полную меру и было бы как бы откровением Божественной Любви на земле, побеждающей все и делающей земноводных небесными жителями.