В одном из своих сочинений Ефрем Сирин говорит: «Не заключайте свою молитву в одни слова, пусть каждое ваше действие будет Бого-служением.» Этим он говорит многое: прежде всего — все, что мы делаем, имеет какое-то духовное значение, всякий человек на земле в какой-то той или иной мере есть священник Бога живого; он принадлежит двум стихиям — земной и небесной, духовной и вещественной, и призван все, что есть в нашем мироздании сделать частью ликующего Божия Царства. Нет ничего на земле и в поднебесье, что не могло бы войти в то Царство вечной славы, когда Бог будет все и во всем — за исключением человеческого греха.
И вот, в сегодняшнем Евангелии мы видим, как действует это в четырех людях, принесших расслабленного своего друга к ногам Спасителя: это действие оказалось живой мольбой, мольбой без слов, но мольбой, свидетельствующей и о вере в Господа и о любви их к своему другу.
Такова должна быть и наша молитва предстояния и печалования друг за друга. Недостаточно стать перед Господом и Его просить, чтобы Он сделал для людей то, что мы бы во имя Его должны для них сделать, недостаточно взывать к Богу о помощи там, где Он вправе нам сказать: «ТЫ иди и сотвори дело милосердия, дело правды, дело любви»; это мы должны помнить непрестанно.
Некоторые недоумевают, почему Господь взглянул с благоговением на этого человека и исцелил его по вере других: да потому что эта вера других была не просто верой, это было делом живой молитвы и живой любви. Этот человек стяжал себе любовь своих друзей, которые взяли на себя труд и взяли на себя риск принести больного друга.
Молитва должна заключать в себе все, вся наша жизнь должна быть предстоянием пред Богом и во имя Божие — стоянием среди людей и перед людьми. Если мы будем так жить, тогда не будут упрекать христиан, что они крепки только в слове, а когда дойдет до дела — они бессильны, безразличны: тогда только можно будет сказать, что молитва — это дело, превращенное в созерцание, а дело есть молитва, ставшая поступком.
Вот над чем нам надо всем задуматься: вся жизнь должна стать мольбой и делом милосердия, и только тогда наша словесная молитва будет не пустым звуком, не бессмысленным бормотанием, а тоже частью дела, свидетельствованием пред Богом о том, что нашего сердца тоже коснулось сострадание, тоже коснулось чужое горе и что, взывая к Нему, мы говорим: «Господи, если Ты хочешь меня послать и через меня сотворить дело Твоего милосердия — пошли, се, я раб Твой пред Тобой!»
Опубликовано: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. – Париж, 1995.