Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Мы сегодня слышали в Евангелии притчу; и мы можем себе поставить вопрос о том: что такое притча? Это не рассказ, это не иллюстрация какой-нибудь мысли, это призыв и можно было бы даже сказать — это вызов нам задумываться над тем, что тут сказано. Сегодняшняя притча в этом очень ясна. Христос дает четыре образа, которые соответствуют состоянию человеческих душ. Мы слышим слово Божие, слышим его в Евангелии, слышим его в молитве, слышим его даже в своем сердце, когда наша душа, наш ум говорят нам Божию правду. И как мы на это будем реагировать?
Образы, которые дает Христос, да, это образы, но они идут гораздо дальше того, что в них сказано. Некоторые слова падают на дорогу; порой мы слышим новое слово из Евангелия или просто от человека; и в тот момент нам оно кажется хорошим, интересным, но мы заняты другим. И пока мы откладываем время задуматься над этим, приходят другие мысли, которые отнимают от нас даже воспоминание о том, что слышано было.
Порой бывает, что слова евангельские, добрые человеческие падают в терние, то есть мы их слышим посреди забот, посреди волнений нашей жизни. Мы заняты совсем другим, и как бы издали до нас доходят какие-то святые слова, но они заглушаются шумом этой жизни, и мы не успеваем остановиться на них.
Порой бывает, что эти слова падают на каменную почву. Это очень страшно; со мной это раз случилось так страшно, так жутко, что я этого забыть не могу. Я вышел читать Евангелие, то есть произносить перед вами, для себя и для вас слова Самого Христа; и ничего из сказанного Им до меня не дошло. Когда я вернулся в алтарь, я подумал: как могу я сказать проповедь на слова, которые до меня вовсе не дошли, на которые отозвался я, будто говорил Спасителю: «Ты напрасно говоришь. То, что Ты говоришь, меня не касается, мне не интересно!..» Представляете себе этот ужас! И я вышел на проповедь, и я так и сказал. Я сказал честно о том, что Христос говорил со мной, и всё, что я мог Ему сказать в ответ, это: «То, что Ты говоришь мне, мне неинтересно, до души не доходит, даже ума не касается, это просто для меня пустой звук».
И мне стало страшно: как я перед Господом могу стоять в молитве церковной, руководить этой молитвой, когда эти слова, Христовы слова, обращенные ко мне лично, оставались во мне как бы пустым звуком. И я обратился тогда к верующим, может быть некоторые из вас это помнят, а, может быть, эти мои слова тоже пали в терние и были забыты, и я сказал вам: подумайте, бывало ли с вами, что вы читали Евангелие, слышали добрые слова, не только в проповеди, но от родных, от друзей, и единственный отзвук, который у вас был, это: «Ох, отстань, мне сейчас не до этого! Я устал, у меня другие заботы, другие мысли, или просто я сейчас не в состоянии даже почувствовать то, что ты мне говоришь — отойди». Случалось ли с кем-нибудь из вас такое страшное? А вместе с этим это то, что Христос описывает в этой притче. Как это страшно!
А иногда бывает, что слово падет на добрую почву, то есть коснется нас, ударит нас в самую сердцевину нашей души, и тогда всё изменяется. Так случилось с каждым из апостолов, с каждым из святых, с каждым из грешников, которые в свое время отошли от греха, стали новыми людьми.
Подумаем об этом: кто я сегодня? Каменистая почва, которая отбрасывает каждое слово, что я слышу? Дорога, по которой ходят, ходят, ходят? Или душа моя исполнилась такими заботами, такими тревогами, интересами, что слова Христовы представляют собой только малую долю того, что я слышу, и, в сущности, есть столько более занимательного в жизни?.. Боже, какой это ужас!
И поэтому, как мне один священник раз сказал: читай Евангелие каждый день, потому что ты будешь меняться с каждым днем. Один раз ты будешь каменистой почвой; другой раз твоя душа будет как бы заполнена тернием, в другой раз придорожная наслоится. А в какой-то день, неожиданно для тебя, эти слова тебя коснутся и окажутся новой жизнью. Подумайте над этим, об этом притча эта говорит. Аминь.